05.01.2013 | 21:32

Театр: итоги 2012 года

«Не будет ни газет, ни книг, ни кино, ни театров, а будет одно сплошное телевидение», - говорил один из героев знаменитой киноленты «Москва слезам не верит». С тех пор, как крылатая фраза впервые прозвучала, мИнуло уже больше 30-ти лет. Но храмы Мельпомены не спешат уходить в прошлое. Театры по-прежнему открывают двери для своих преданных зрителей, а актёры не устают радовать новыми ролями. Итоги непростого и богатого на события театрального 2012 года подвели «Новости культуры».

Кажется, что бы ни творилось в мире, интерес к театру в России не иссякает. Актеры, режиссеры, премьеры сменяют друг друга. Зрители по-прежнему преданно выстраиваются в очередь за билетами. Страсть одних перевоплощаться, а других – наблюдать за этим – уверенно движет театральный процесс вперед.

Впрочем, в прошедшем году перевоплощаться довелось целым театрам. Приход к штурвалу Театра Ермоловой Олега Меньшикова прошел без потрясений. От знаменитого киношного Костика и театрального Демона перемен ждали и хотели. Он и рад стараться –– позвал Евгения Каменьковича ставить «Язычников» Анны Яблонской. Получилось из огня да в полымя: ермоловские актёры давно не играли современной драматургии, где острые злободневные сюжеты, ненормативная лексика. Но, как говорится, кто не рискует…

Вот рискнул Кирилл Серебренников принять на себя руководство Театром Гоголя – и получил острый конфликт с труппой. Жить по-старому уже невозможно, а по-новому – не всем нравится. Тем не менее, Серебренников тверд: одному из наименее посещаемых сегодня театров столицы прочит славу площадки, привлекательной для молодой динамичной публики: спектакли, перформансы, творческие встречи. Да и сам театр Серебренников отныне называет «Гоголь-центром».

Никакие скандалы не сломили режиссерскую скалу – Юрия Любимова. Его «Бесы» на сцене Вахтанговского заставили говорить о нем, как о режиссере, у которого творческие идеи не иссякают.\
Кстати, именно Вахтанговский театр одним из первых среди драматических, предложил зрителям on-line трансляции своих спектаклей. Услуга становится все более популярна.


Как раз для лучшего взаимопонимания между людьми театра в Кишинёве стараниями Международной Конфедерации театральных союзов прошел Молодежный театральный форум стран бывшего СССР. Редкая площадка для встреч, общения и обмена контактами – вдруг пригодятся для новых совместных проектов. Тем более, что говорят они по-прежнему на одном – русском – языке.
Давид Тавадзе, режиссер из Грузии, говорит: «Ничто так не вдохновляет, как такие же молодые сумасшедшие люди как ты сам, которые любят театр и занимаются театром».

Как никто другой порадоваться в этом году мог бы Константин Станиславский. Накануне его 150 дня рождения фестиваль «Сезон Станиславского» расстарался. Гостей пригласил именитых и молодых многообещающих, и все как один – уважают знаменитую систему: Някрошюс, Брук, Додин, Кухестани, Лентон. Люк Персеваль сделал мэтру своеобразный подарок: как раз в Москве в последний раз показал своего знаменитого фантастического «Отелло», после чего легенду закрыл. Актриса Джулия Йентш сожалеет: «Как жаль, что закрывается спектакль, мы так его любили. Сыграть в последний раз в Москве – счастье!».

Фестиваль NET, вырастая постепенно из молодежной одежды, становится все серьезнее. Самое яркое его событие в этом году – работа долгожданной в Москве англичанки Кэтти Митчелл. Ее «Кристина» - свежий взгляд на хрестоматийную пьесу Стриндберга «Фрекен Жюли», кстати, значившуюся и в программе прошлого года.

В Маяковке за прошедший год труппа едва ли не в полном составе переодевалась в костюмы времен Островского и Брехта – Карбаускис ставил «Талантов и поклонников» и «Господина Пунтилу», на сцене малой – ожили персонажи Маяковского, Миллера, Гоголя. А в 90-й день рождения театра все и вовсе надели на головы каски, пили чай со зрителями, катали гостей на карусели, водили по закулисью – такой неформальный юбилей припомнить сложно. Кстати, закулисные туры стали постоянными в Маяковке.

Чуть более молодой юбиляр в этом году – 85-летний Ленком – одним из последних открывает малую сцену. Теперь и здесь есть поле для экспериментов – добро пожаловать молодым и креативным.

Не каждый день в театре праздник. Длинная человеческая очередь в августе опоясала Мастерскую Петра Фоменко. Поклонники прощались с мастером – режиссером-эпохой, создавшим особый театр – яркий, ироничный, бунтарский, бывший при этом едва ли не последним оплотом традиции русского психологического театра. Еще одной утратой стал уход Игоря Кваши – одного из основателей легендарного «Современника». Скорбели поклонники искрометного таланта актрисы МХТ Марины Голуб, погибшей в автокатастрофе незадолго до 55-го дня рождения.

Проблемы столичной театральной жизни выразительно оттеняют известия из провинции. Пожалуй, ближе всего к своему зрителю в прошедшем году оказался далекий Магаданский драматический театр. Из-за кадрового голода вынужденный набирать актеров буквально с улицы. Кому проблемы – а кому неожиданное исполнение заветной мечты.

Мирные новогодние праздники, кажется, способны утихомирить любые страсти. Но нет, в театре жизнь не останавливается на минуту. Репетиции в разгаре: в Московском Художественном театре Константин Богомолов готовит «Идеального мужа», в Вахтанговском Римас Туминас заканчивает «Онегина», в «Современнике» почти готова «Эмилия Галотти» в постановке молодого режиссера из Литвы Габриэллы Туминайте. Значит, премьеры 2013 долго ждать себя не заставят.

Новости культуры