09.12.2011 | 10:15

В Москве проходит выставка, посвященная 50-летию легендарного фотоклуба "Новатор"

Клуб, олицетворяющий целую эпоху  – московский «Новатор» отмечает юбилей масштабной выставкой, которая открылась в Мультимедиа Арт Музее. Основанный в шестьдесят первом, «Новатор» стал центром зарождения новой советской фотографии. За полвека воспитал немало авторов, чьи имена сегодня в авангарде российского фотоискусства. Легенда советского времени, он нашел свое место и в новой России. Рассказывают «Новости культуры».

Членский билет клуба «Новатор» в конце шестидесятых для Николая Токарева, тогда еще фотолюбителя, стал настоящим пропуском в мир искусства. В самом популярном клубе Москвы собирались не только начинающие, но и профессиональные фотографы, уже признанные мастера.

«Буквально вот эти работы у меня лежали, я их таскал и не мог оценить, а тут вот оценили, и они пошли на всесоюзную выставку, а потом отобрали на международные выставки», – рассказывает Николай Токарев.

Попасть в «Новатор» почитали за счастье. Его создатели – Александр Хлебников и Георгий Сошальский – мастера рекламной, или, как тогда называли, прикладной фотографии – объединили вокруг себя около трех сотен учеников. Создали целую школу «Новатора».

«Хлебников и Сошальский были уникальные люди, – вспоминает фотограф Анатолий Болдин. – Все эти триста человек Александр Владимирович знал по имени-отчеству. Приходили те, кто, как говорится, вообще ничего не знал. Дома говорили, что неплохо, да. А, в общем-то, они снимать не умели. И они их за два-три года делали приличными фотографами».

«Новатор» не боялся экспериментов. Такие искренние, не постановочные кадры стали отражением своего времени, символом перемен времен «Оттепели». Снимок Юрия Лунькова «Зима» критики называют идеальной фотографией шестидесятых. В кадре – закутанная девушка, казалось бы, что может быть проще и одновременно прекраснее?

«Я так снимал рельсы-рельсы, потом оглянулся так – три раза нажал и дальше продолжал творческие работы. Конечно, никакие рельсы никуда не пошли, а вот из этого что-то получилось», – рассказывает Юрий Луньков.

Шестидесятые – расцвет любительской фотографии. Фотоаппараты есть практически в каждой семье. Но мало научиться хорошо снимать, важно освоить и технику проявки. В «Новаторе» ученикам объясняли, как смешивать химикаты и печатать свои снимки. И эта работа – тому подтверждение. Ученый, а заодно и фотограф, Михаил Дашкевич вспоминает, как вручную ее проявлял и печатал.

«Я заретушировал все мельчайшие крапинки, поскольку это напечатано точкой, – говорит Дашкевич. – И все вещи ожили: фарфор стал фарфоровым, железо – железным, полиэтилен – полиэтиленовым, потому что весь этот «шум» был снят».

Инженеры, ученые и все – фотографы. Такими шестидесятники и вошли в историю фотографии: настоящие физики и неисправимые лирики. Одним словом, новаторы.