09.12.2011 | 15:40

Российские кинематографисты обратились к властям с просьбой о помощи

История старейшей в стране Центральной студии документальных фильмов может прерваться. Уникальный архив - летопись страны с 1927 года - практически не задействован. В штате почти не осталось людей – специалистов просто негде размещать, студии не хватает помещений. Это катастрофически отражается на ее жизни и развитии. Очевидно, что проблемы некогда знаменитой студии напрямую связаны с ситуацией, которая сложилась в российском документальном кино. Рассказывают «Новости культуры».  

Когда они въехали в это здание, где высокие потолки и большие пространства для съемок, не подозревали – дорогу к студии прокладывать будут не кинематографисты – грузовики. Старейшую и знаменитую между этих складов так сразу еще и не найдешь, внутри – и правда – просторно, но только потому что пусто, и все это - не их.

«На балансе предприятия ноль помещений. У нас договор безвозмездного пользования. Это не наша собственность, это не наше имущество», - объясняет директор Российской центральной киновидеостудии хроникально-документальных и учебных фильмов Николай Ворощук.

В прошлом году Владимир Алеников выпустил курс молодых режиссеров. На студию ни один не пришел - не на что и некуда. В запуске всего пять проектов. В архиве – четырнадцать тысяч уникальных фонограмм, знаменитые ленты – «Разгром немецких войск под Москвой» Советскому Союзу в 43 году принес первый «Оскар». Что смогли – перевели в цифру - сохранили, сотни коробок с пленкой еще пылятся.

«Без конца идет речь о том, что нам нужно сохранять наши исторические памятники, нам надо культивировать это, возрождать историю. Но - вот вам наша история с потрясающими архивами», - говорит художественный руководитель Российской Центральной киновидеостудии хроникально-документальных и учебных фильмов Владимир Алеников.

Полет Гагарина, визит Хрущева в Америку, приезд в СССР Ива Монтана – кадры, облетевшие мир и уже до деталей знакомые, почти одни и те же в День Победы. Но сколько еще неизвестного в этих архивах, в этой летописи страны аж с 1927 года.

«Если посмотреть на документальное кино нынешней России, то, что показывают по телевидению, это, конечно, к сожалению, перемонтажные фильмы. Они основаны на материалах, которые были сняты студией документальных фильмов», - отмечает продюсер Максим Кармен.

Письмо в защиту студии подписали режиссеры кино игрового – документалистов у нас просто не знают. Они гремят на Западе - Виктор Косаковский вместе с Джорджем Клуни открывал Венецию – впервые за всю историю на открытии - документальный фильм. Да здравствуют антиподы – красивый, необычный, с фантастическим для отечественного документального кино бюджетом в полтора миллиона евро, и на который можно было бы пойти всей семьей.

«Кинотеатры не показывают документальных фильмов. Они не показывают даже артхаусное, авторское кино не говоря уже о документальных фильмах, и плюс к этому они являются неформатом, потому что продолжительность документальных фильмов может быть совершенно разная, и они никак не вписываются в то, что показывают в кинотеатрах. Продолжительность которых - 90-100 минут в среднем», - рассказывает руководитель исследовательской компании Олег Иванов.

Зрителей в Москве расшевелил кинотеатр «Художественный» – документальный неформат все же вставил в расписание. Маленький зал, социальная цена на билет – крутят до двадцати премьер в год, и фильмы из фондов. Руководитель сети «Московское кино» Анна Пендраковская уверяет – интерес есть, такие фильмы готова показывать в других кинотеатрах сети, но это бюджетные учреждения культуры – залы старые, работают с пленкой, а премьеры выходят на цифре. Большие прокатчики на эксперимент Пендраковской вряд ли решатся.

«Конечно, это не случается сразу. Два года мы показывали бесплатно, мы эту аудиторию наращивали», - рассказывает генеральный директор Государственного бюджетного учреждения культуры «Московское кино» Анна Пендраковская.

Событием Московского кинофестиваля в этом году стал возрожденный конкурс документального кино. Россия даже участвовала – отобрали «Счастливых людей». Фильм так понравился немцу Вернеру Херцогу, что он перемонтировал и приготовил его для мирового проката. Хит – безусловный и единичный.

«Выбирали из 18, а раньше – если бы, скажем, такая возможность была лет десять назад, мы бы выбирали из пятидесяти, лет двадцать назад мы бы выбирали, наверное, из сотни», - полагает вице-президент Гильдии неигрового кино и телевидения Григорий Либергал.

Эксперты-оптимисты утверждают – пять-десять фильмов - настоящих, полнометражных, рассчитанных на кинотеатральный показ – ситуацию в документальном кино уже изменят. Вернуться в строй надеется и Центральная студия документальных фильмов – до девяностых только она одна ежегодно выпускала более двухсот картин.