03.01.2013 | 10:00

75 лет со дня рождения Александра Лазарева

Свою жизнь он называл чередой случайностей. До 10-го класса коренной петербуржец, переживший блокаду, Александр Лазарев об актерской профессии и не мечтал. Но неожиданно увидел объявление о приезде в Ленинград комиссии школы-студии МХАТ. И без проблем поступил. Сразу после окончания пришел в Театр Маяковского, где и прослужил больше полувека. Там же встретил свою судьбу – актрису Светлану Немоляеву. Теперь в Маяковке продолжается их легендарная сценическая династия, родоначальнику которой - Александру Лазареву - сегодня исполнилось бы 75 лет. Рассказывают «Новости культуры».

Статный красавец, которого знаменитый Охлопков в 59-м сразу же взял к себе в Театр Маяковского. Правда, первое время над Александром Лазаревым посмеивались, говорили: «рослые парни нам нужны, будешь пики в «Гамлете» выносить». В знаменитой шекспировской пьесе он стал играть сразу несколько ролей - эпизодических, едва успевая менять костюмы. Но выносить пики ему пришлось совсем недолго. Уже в 60-м специально под Лазарева и его тогда уже супругу – Светлану Немоляеву - Охлопков ставит «Иркутскую историю».

«Нам ужасно хотелось быть на сцене, и все, что угодно, неразборчивые были, по 22 года, представляете? Лишь бы на сцене быть, лишь бы выходить на сцену. Тогда мы говорили: "Скорей бы ночь прошла – и снова за работу"», - вспоминает народная артистка РСФСР Светлана Немоляева.

Гримерная Светланы Немоляевой, словно музей. На стенах вся история их совместной жизни – и не только сценической. В Театр Маяковского они пришли в один и тот же день. Подыгрывали своим однокурсникам на просмотре. А в итоге, сами оказались в легендарном театре. В последние годы и вовсе делили на двоих одну гримерную. На сцену тысячи раз выходили вместе.

На киноэкране Александр Лазарев впервые появился в образе влюбленного Янко из оперетты Дунаевского «Вольный ветер». Но кумиром миллионов женщин стал его Электрон Евдокимов.

В кино большого количества главных ролей у Александра Лазарева так и не будет. Зато для театральной Москвы он долгие годы был личностью знаковой.

В легендарной Маяковке – больше полувека. Когда спрашивали о такой преданности, шутя говорил: «я играл не в одном театре, а в трех – Охлопкова, Гончарова и Арцибашева». Прямолинейный и дисциплинированный, он всегда и у всех режиссеров был на первых ролях.

«Я его, когда увидел первый раз, это были «Дети Ванюшина», я был совершенно ошарашен и влюблен в него, он был моим кумиром. Я просто, открыв рот, смотрел на то, как он играет, как он ходит, как разговаривает. Я очень хотел быть похожим на него», - рассказывает народный артист России Игорь Костолевский.

Непохожий в каждой роли. Он умел носить и генеральские мундиры, и обычный костюм рабочего. Заложником своей аристократической внешности никогда не был. Его называли «актер без амплуа». Играл все – от комического до трагического.

Когда выходил на сцену в этих доспехах, с остроконечной бородкой, зал сходил с ума от восторга. Дон Кихот – роль Александра Лазарева легендарная и самая для него тяжелая.

«Когда у него был «Человек из Ламанчи», конечно, я старалась его оградить от всего, от бытовых вещей. Мы же актерская семья, и мои родители, и брат мой, и мы с Сашей. Мы все это понимали, объяснять ничего не надо было. Это все понимали: а, да-да, у Саши сегодня Дон Кихот – все. И мы попросту его не дергали, не звонили», - отмечает Светлана Немоляева.

Благородный и преданный, Александр Лазарев рыцарем умел быть не только на сцене. Всю жизнь верный своей крепости – театру, и даме сердца – Светлана Немоляевой. Она теперь делит гримерную с Полиной Лазаревой. И убеждена, что на внучке их театральная династия не закончится.

Новости культуры