26.09.2012 | 09:56

Центральный Манеж обрел новое лицо

Центральный Манеж – здание, когда-то предназначенное для упражнений пехоты и кавалерии, теперь будет служить одному из самых необузданных явлений нашей жизни – современному искусству. Первый крупный проект представили 25 сентября. Это о нем было сказано в недавнем заявлении столичного Департамента культуры: «Монументальные произведения видеоарта российских художников из числа самых известных станут эффектным стартом работы Большого Манежа». Арзамасова, Евзович, Святский плюс Фридкес, группа AES+F, одна из наиболее успешных в мире российских арт-групп, показывает «Трилогию», совокупный результат работы, которой занималась последние семь лет. Рассказывают «Новости культуры».

Составные части проекта «АЕS+F: Трилогия» выставлялись отдельно: на Венецианской биеннале, в Мультимедиа Арт Музее, центре современной культуры «Гараж». Но только теперь, когда все эти части собраны вместе в гигантском, без перекрытий пространстве Манежа - можно оценить всю грандиозность замысла. Размах дантовский: Ад, Рай и Чистилище. Время действия – наши дни.

Язык, на котором говорят эти четверо, знаком любому, кто хоть раз играл в компьютерные игры, листал глянцевый журнал и смотрел голливудское кино. Но еще больше поймет тот, кто знаком с историей живописи. Мир АЕS+F - «нео-барочный»: многофигурные аллегории философского содержания, изысканность формы, причудливость мысли. Исполнение технологичное. Анимированные фотографии скомпонованы в многоканальные видеоинсталляции.

Этот «полированный» мир – одновременно притягательный и отталкивающий – проявляет болевые точки современности. Зыбкие ценности, коллективные страхи. Проект «Последнее восстание» - «аесовский» ад: инфантильное - бескровное и бесцельное – эстетизированное насилие компьютерных игр, насилие как развлечение. Потребительский гедонизм - рай эгоцентричных сибаритов на манер отеля все включено – проект «Пир Тримальхиона». И, наконец, чистилище: «Аллегория Сакра» - по мотивам одноименной картины Беллини: ожидание финальной катастрофы в зале международного аэропорта. Теологическая проблематика разворачивается под классическую музыку: Вагнер, Бетховен, Моцарт. Над этой трилогией художники работали семь лет. Представляли отдельными главами. Премьеру проекта в полном объеме готовила Ольга Свиблова для показа в Берлине – в престижном зале Мартин-Гропиус-Бау. Но когда художникам предложили за два дня до открытия в Германии открыть выставку в Москве – благо речь о видеоарте – и такое возможно – очарованные пространством обновленного Манежа, отказаться они не смогли.

«Очень мало таких мест без колонн, препон, и света здесь много», - говорит художник группы AES+F Евгений Святский.

«Такое пространство можно и внутренней архитектурой насытить», - считает художник группы AES+F Владимир Фридкес.

«Хотя нам совсем не свойственен минимализм, тут мы были минималистичны, так все построили, чтобы само пространство работало», - объясняет художник группы AES+F Лев Евзович.

«Эти стены, эта высота, эта свобода, она, с одной стороны, напоминает о первоначальном замысле Манежа, а еще о картине Теодора Жерико «Бег свободных коней». Я за то, чтобы этот бег, выставочный разбег здесь продолжался», - признается художник группы AES+F Татьяна Арзамасова.

«Об этом беге коней, кстати, напоминают сотрудники на велосипедах, самокатах, потому что без них на этих километрах пространства никак», - полагает художник группы AES+F Евгений Святский.

Галерист Дмитрий Ханкин выставки AES+F собирал четырежды. Этот раз, говорит, был самым упоительным.

«С точки зрения продакшна, это была задача - испытание, и после этого, я даже не знаю, что дальше делать. Ведь это уже было: десять тысяч метров за 5 дней», - добавляет он.

Результат совместного труда группы AES+F и обновленного Манежа мало кого оставил равнодушным.

«Концентрация визуальных рядов настолько интенсивна, что совершенно другое впечатление, впечатление мощи», - считает комиссар Московской биеннале Иосиф Бакштейн.

«Это место дает ощущение, что искусство окружает тебя со всех сторон. Очень здорово», - признается атташе по культуре посольства Франции в России Игорь Сокологорский.

«Важно, что Манеж в этом своем новом качестве, действительно, начинает новую жизнь с выставки русских художников, которые составляют славу современного русского искусства», - убежден куратор, арт-менеджер Николай Палажченко.