29.12.2012 | 11:28

Сергею Проханову – 60

Он считает, что своим характером – темпераментным и бесшабашным – обязан деду – молдавскому цыгану. Потомственная тяга к лицедейству привела Сергея Проханова на сцену уже в семь лет – тогда его называли «местным Робертино Лорети». С тех пор были и обидные неудачи, и громкие победы, но артист уверен – свои «медные трубы» он с честью прошел еще в детстве, чтобы потом всерьез заняться театром. Сегодня народный артист России, художественный руководитель «Театра Луны» Сергей Проханов отмечает 60-летний юбилей. Рассказывают «Новости культуры».

«Живой, как ртуть», искрометный и неутомимый. Сергей Проханов около 20 лет у руля одного из авторских столичных театров. Здесь Сергей Борисович играет сразу несколько ведущих ролей: художественный руководитель, драматург, актер, режиссер. Говорит, что все придумывал сам: от репертуарной политики до названия.

«Он назывался “Театр фантастического реализма” сначала, – рассказывает режиссер. – Такое название – слишком большое, трудоемкое, а потом я увидел “Театр Солнца” французский, потом “Театр Тумана” в Японии, потом оказалась что в Хельсинки – 11 природных театров. Я думаю, боже мой, ну, конечно, “Театр Луны”»

Командует парадом, отдает поклоны и танцует вальс с императрицей. Сергей Проханов репетирует спектакль «Аничков мост» вместе с актерами детской студии «Маленькая Луна», которая много лет работает при театре. 70 воспитанников как одна большая семья.

«У нас эксклюзивное право на пропаганду с театральных подмостков верности семейной преемственности, преемственности поколений, – говорит актер, режиссер, творческий директор театрального центра "Маленькая Луна" Дмитрий Бикбаев. – Это ответственность, потому что работают и дети, и взрослые артисты. И взрослые исполняют роль педагогов».

Роль педагога для Сергея Проханова стала поистине «звездным часом». Сыграть воспитателя детского сада – «усатого няня» Кешу в фильме Владимира Грамматикова стремились многие, но никто не знал как подступиться к детям. Пока один из кандидатов, Сергей Проханов, не зашел в комнату, где его ждали маленькие актеры.

«Я приоткрываю дверь и вижу, что Сережа лежит на полу, делает странные движения и говорит: мы рыбы, рыбы, – вспоминает Владимир Грамматиков. – И дети за ним на животах ползли, потом они летали бабочками, и я увидел, что я искал: глаза детей, которые были влюбленные, были обречены на Сережу».

Романтическая внешность, искренность и чувство юмора очаровали не только съемочную группу – после выхода картины на экраны Проханов моментально стал всенародным любимцем.

Студент в ленте Виктора Трегубовича «Магистраль», колхозный шофер Васька в картине «Трижды о любви», обаятельный спекулянт Костик в нашумевшем «Гении» Виктора Сергеева – на недостаток ролей в кино актер не жаловался. Всегда был занят и в театре – в начале как актер. За работу в спектакле «Сашка» Театра имени Моссовета Проханов даже получил премию Ленинского комсомола. На этой же сцене началась и режиссерская судьба Сергея Проханова: вместе с Павлом Хомским он поставил музыкальный спектакль «Иисус Христос – суперзвезда».

«Всегда оставалось немножко времени на то, чтобы делать что-то другое, помимо актерской профессии, как говорится, вылетают задатки, – говорит Сергей Проханов. – Ну, а “Иисус Христос – суперзвезда”… Александр Чевский, музыкальный руководитель Театра Моссовета принес эту рок-оперу, и я увидел в ней 12 шлягеров. Я решил –
надо ставить».

Сейчас в его послужном списке десятки постановок: «Камера обскура», «Таис яияющая», «Чарли Ча...», «Диагноз: Эдит Пиаф». В планах – спектакль о Сальвадоре Дали в «Театре Луны» и вторая серия «Усатого няня», для которой Проханов уже написал сценарий.

Новости культуры