27.12.2012 | 19:34

Театральная жизнь в 2012 году. События и итоги

Итоги театрального года – главная тема сегодняшней пресс-конференции Александра Калягина. Журналисты задали председателю Союза театральных деятелей много вопросов. Но главные из них касались все-таки будущего репертуарного театра, который – и это очевидно профессионалам – требует серьезного обновления. Инициативы Министерства культуры и СТД, социальная составляющая предстоящих реформ, проблемы театрального образования – от решения этих вопросов во многом зависит судьба российского театра. Рассказывают "Новости культуры".

Концепция развития театра, которую разработало Министерство культуры, рассчитана на несколько лет. Один из главных пунктов реформирования – введение аттестации актеров – уже вызвал бурные дискуссии. Подобная система существовала когда-то в советском театре. Но время изменилось. Союз театральных деятелей в качестве альтернативы аттестации предложил ввести конкурсную систему. Как эта мера отразится на жизнеспособности репертуарного театра?

"Во всех спектаклях должна биться живая плоть, сердце. То есть актера Иванова вызывают и говорят: "Вы по конкурсу пока не соответсвуете, но это не значит, что вы не пригодны. Вы в этом году нам не нужны, но вы, может быть, понадобитесь в другом театре. Ищите свое место", – поясняет председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин.

Но тут возникает масса проблем. Какая судьба ждет актеров, которые не пройдут эту процедуру? Какие социальные гарантии они будут иметь? Пока ответов на эти вопросы нет. 

"А как, дейстительно, реформировать труппу? Государство платит помогает, но ставки не могут бесконечно увеличиваться, и как обеспечить им достойную жизнь? Пока мы социально не обеспечивкаем актеров, которые выходят из театра, вообще заикаться об этой реформе нельзя", – убежден Калягин.

Еще один вопрос – качество образования. Многим молодым режиссерам и актерам, по мнению Александра Калягина, не хватает не просто профессионального опыта – школы жизни. Тут же он цитирует слова Товстоногова: "Мало развести спектакль по мизансценам, нужно оплодотворить кубометры воздуха мыслью".

"Те молодые актеры, которые к нам приходят в театр, я вижу очень многих способных людей, которые могут заразить зал. Я вижу, кроме того, что называется, непосредственное проявление личности", – отмечает мастер.

Из 600 существующих театров в России большинство находится в Москве и Петербурге. При этом в 80% городов их вообще нет. По статистике каждый житель страны посещает спектакли один раз в полтора года. Александр Калягин уверен, что театров стране должно быть еще больше – репертуарных, антрепризных, экперементальных, но главное – хороших.

Новости культуры