27.12.2012 | 12:37

Мы по-прежнему «впереди планеты всей»

Самой громкой, на мой взгляд, стала экранизация романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» на канале «Россия 1». Поставленный режиссером Сергеем Урсуляком, этот 12-серийный фильм в какой-то мере удовлетворил запросы зрителей на качественное, серьезное, актуальное кино, возвращающее стране такие фундаментальные понятия, как «народ» и «общество», взывающее к единению, исторической памяти, нравственным смыслам, легко отброшенным за ненадобностью в погоне за материальным благополучием. Значительная и объемная тема человеческого выбора: жизнь, полная компромиссов, или судьба, дарующая свободу, – во все времена является важной и для отдельной личности, и для нации в целом. То, что телеканал вместе с кинематографистами взялся за эту тему и привлек огромную аудиторию к размышлению о прошлом, настоящем и будущем нашей России, позволяет надеяться, что еще не все потеряно. Что задумываться над «жизнью и «судьбой» человеку необходимо постоянно, иначе он превратится в тот пресловутый «винтик», который легко можно приспособить к любому механизму.

Телесобытием 2012 года, несомненно, можно считать и авторский документальный проект Алексея Пивоварова «Хлеб для Сталина. Истории раскулаченных» на НТВ. Пожалуй, впервые зрители смогли осознать масштаб трагедии, устроенной «эффективным менеджером» в 30-е годы, когда были уничтожены миллионы русских крестьян, настоящих тружеников, порваны все нити, связывавшие семьи, судьбы, весь уклад жизни. Хотелось бы, чтобы на телевидении побольше появлялось таких фильмов, рассказывающих о драматической истории нашей страны, и тогда, возможно, поубавилось бы тех, кто сегодня еще продолжает тосковать по «сильной руке», не задумываясь об уроках прошлого.

На канале «Россия К» событиями, по моему субъективному мнению, надо признать программу «Белая студия» с ведущей Дарьей Спиридоновой и проект «Большой балет», поразивший мастерством молодых исполнителей. Это был первый в истории отечественного ТВ конкурс, давший артистам возможность продемонстрировать не только безупречную технику, но и драматический талант, открыть новые имена в этом искусстве, в котором, надо сказать, без всякого сомнения, мы, по-прежнему, «впереди планеты всей». Плюс каналу еще и за то, что проект показал невероятный потенциал молодых танцовщиков из провинциальных театров, о которых столичный зритель и не подозревал, – а они, оказывается, есть и вдохновенно служат сцене, что внушает надежду на прекрасное будущее русского балета.

Что касается «Белой студии», то достоинств у нее немало, и прежде всего это сама ведущая, в которой надо отметить безупречный вкус и редкую по нынешним временам грамотную речь. Передачи выходят в формате интервью, но на самом деле это полноценный диалог, где ведущая выступает не просто, как задающий умные вопросы журналист. Можно было наблюдать, как побывавшие в «Белой студии» известные режиссеры, актеры, музыканты, писатели, включаясь в этот диалог, начинали размышлять по тому или иному поводу, и зритель становился свидетелем мыслительного процесса, а это всегда откровение.

Антонина Крюкова
tribuna.ru