26.12.2012 | 19:36

Эрмитаж открывает три выставки, посвященные победе в войне 1812 года

2012 – год 200-летия победы в Отечественной войне 1812 – близится к концу. Меж тем, в декабре 1812 года сама война не была закончена. Русская армия начала "заграничный поход". По его завершении, в августе 1814, император Александр Первый издал манифест, согласно которому 25 декабря – праздник Рождества по старому стилю – объявлялся еще и днем "воспоминания об избавлении от нашествия галлов". К этой дате Государственный Эрмитаж приурочил открытие сразу трех выставок. Рассказывают "Новости культуры"

К синхронному открытию трех исторических выставок в Эрмитаже готовились несколько лет. Самая крупная развернулась сразу в двух парадных залах – Гербовом и Пикетном. Более шестисот экспонатов – это предметы эпохи, впитавшей пороховой дым. Оружие, повидавшее врагов, мундиры, подписанные носившими их солдатами и офицерами. Эскизы, сделанные участниками военных походов. Один из авторов – Христиан Фабер-дю-Фор – немецкий офицер, прошедший с Наполеоном весь путь французской армии. Его зарисовки – это своеобразный дневник.

"Сам писал в одном из воспоминаний, когда уже они отступали: когда не было чернил, перьев, разводил порох в снегу и вороньими перьями делал зарисовки", – отмечает хранитель фонда печатной графики отдела исторической русской культуры Эрмитажа Виктор Лоога.

А в центре экспозиции – батальные полотна фламандского художника Петера фон Хесса, иллюстрирующие ключевые события Отечественной войны. Картины были написаны по заказу императора Николая Первого. Чтобы быть достоверным даже в мелочах, живописец детально изучил воинские знаки отличий и сделал десятки эскизов на местах сражений. 

Один из уникальных экспонатов выставки – посмертная маска Наполеона. Хранители фондов предполагают, что в ее основе тот самый слепок из воска, который сделал доктор Арно на острове святой Елены. В дальнейшем эту маску тиражировали. В основном, в бронзе. Но первоисточник хранится в Эрмитаже. Сегодня он выставлен впервые. 

Тема специальной экспозиции – подвиг русской армии в медальерном искусстве. Выставка посвящена проектам Алексея Оленина. Президент Академии художеств преподнес свои эскизы императору Александру вместе с рукописной аннотацией, которую назвал "Опыт о правилах медальерного искусства ". Но отлита была лишь одна медаль – и то сто лет спустя. Остальные на протяжении двух веков оставались лишь на бумаге. 

"В этом году Алексеем Архиповым – петербургским медальером – была осуществлена вся серия медалей", – поясняет куратор выставки Николай Введенский.

Но самой притягательной для зрителей выставкой оказалась та, которую в буквальном смысле хотелось потрогать руками. За стеклом витрин – фигурки солдат русской и французской армий, композиции с участием нескольких полков и стремительной кавалерии. Часть этой коллекции принес в Эрмитаж обычный ленинградский строитель. Коробку с мальчишескими забавами конца XIX века он обнаружил в печи старинного дома на Петроградской стороне уже после другой войны – Великой Отечественной. Находка дополнила оловянное эрмитажное собрание, одно из самых богатых в России. В способности влиять на публику, эти трехсантиметровые человечки не уступают огромным батальным полотнам. Ведь в истории мелочей не бывает. 

Все материалы темы "К двухсотлетию победы России в Отечественной войне 1812 года">>>

Новости культуры