26.12.2012 | 12:06

Выставка "Подвижники науки" открылась в НИИ реставрации

Государственный научно-исследовательский институт реставрации представил публике выставку, которая посвящена 55-летию деятельности института. Название экспозиции – «Подвижники науки». Хотя учёных, которые восстанавливают рукотворные произведения вековой и многовековой давности, можно считать и подвижниками искусства. Задача института кажется почти необъятной – формирование научных методов изучения, и реставрация как таковая. Выставка сообщает только об одном направлении – восстановлении настенных росписей. Рассказывают «Новости культуры».

За полвека институт реставрации прошел путь от лаборатории до фундаментального научного учреждения. Тут сложилась целая научная школа. Ее основы заложены создателем института Иваном Гориным.

«Памятник представляет собой предмет комплексных исследований, – говорит куратор выставки, заведующий отделом монументальной живописи Гос. НИИР Константин Маслов. – Соответственно с этим и был построен когда-то институт реставрации, который с одной стороны – реставрационные отделы, а с другой стороны – это отделы физико-химических методов исследования, химико-технологическая лаборатория, биологическая лаборатория».

Специальности «исследователь-реставратор» до сих пор не обучают ни в одном вузе. В институте реставрации – археологи, искусствоведы, физики, химики, биологи, историки. Одна из самых сложных – работа с настенными росписями. Требуется большая физическая сила и хирургическая точность. Снятие живописи со стен во многих случаях – единственный способ спасти произведение.

«Лицевая поверхность заклеивается несколькими слоями – сначала бумагой, марлей, и потом длинными ножами отделяется постепенно живопись от стены и укладывается на планшеты», – поясняет Константин Басов.

Глиняное изображение лица – третье тысячелетие до нашей эры. Обнаружено над катакомбным захоронением под Луганском. Аналогичных произведений в мире нет. Сотрудники институт провели полевую консервацию, демонтаж, обработку в мастерской. Назначение этого памятника – неизвестно. Но он сохранен, а значит, его тайны еще могут быть раскрыты. Этот Будда – родственник тех, что были уничтожены талибами в Афганистане. Они принадлежат одной среднеазиатской культуре. Этот фрагмент настенной росписи буддийского пещерного храмового комплекса. Он был найден на территории современного Узбекистана, датируется вторым-четвертым веком нашей эры. Объект уникальный. Возможно, это самое раннее из известных живописных изображений Будды.

За каждым экспонатом – уникальная история и особая технология, которую разрабатывает ученый. Большая мечта сотрудников института – создать музей истории реставрации.

Новости культуры