25.12.2012 | 10:34

Сегодня юбилей отмечает писатель Александр Рекемчук

Один из тех, чей первый успех пришелся на 60-е – писатель Александр Рекемчук. Его книги тогда можно было встретить в палатках геофизиков, в планшетах вертолётчиков и в домиках метеостанций. Появились экранизации. В 64-м Рекемчук стал главным редактором «Мосфильма». При нем в кино дебютировали Георгий Данелия, Элем Климов, Лариса Шепитько. В 90-х у писателя был период молчания, вызванный необходимостью осознать происходящее со страной. А сейчас, отмечая 85-летие, Рекемчук продолжает активно работать и открывать новые формы. Рассказывают «Новости культуры».

Вот уже 37 лет Александр Рекемчук приходит на работу в литинститут. Когда-то сам был тут студентом. Еще раньше – учился в школе артиллеристов и о литературной карьере даже не думал. Но в конце 40-х поэты нужны были стране не меньше, чем солдаты.

«Военная поэзия владела умами и сердцами людей, – говорит Александр Рекемчук. – И я совсем еще мальчишка, я писал стихи. И моими стихами заинтересовались замечательные русские поэты Владимир Луговской и Павел Антокольский».

Поэт-артиллерист получил рекомендацию в литинститут. Но вскоре он понял, что его дело – проза. Много лет проработал журналистом на Крайнем Севере, в большую литературу вошел с этой темой. «Время летних отпусков», «Молодо-зелено», «Скудный материк». Произведения Рекемчука не раз экранизировали. 60-е сразу приняли его правдивую лиричную прозу.

Рекемчук – сын своего века. Отец – разведчик, признан врагом народа, расстрелян. Отчим – эмигрант с немецкой фамилией. В его судьбе – трагическое романное напряжение.

«Он ранен своей судьбой, – отмечает литературный критик Евгений Сидоров. Вот, что у него главное. – И он как бы освобождается в своих книгах от этой раны. Он при всем своем могучем кряжистом виде, он человек очень тонкий. И как писатель, и как личность. Он ранимая личность. А это признак вообще дара».

Кроме литературного у Рекемчука и дар учителя. Коллеги говорят – творческий семинар Рекемчука – феномен огромной взаимной любви. Возможность обрести собственный взгляд на мир – говорят студенты.

«Ориентируясь на свой опыт, могу сказать, что никогда не было такого, что он запрещал мне развивать в своем творчестве какие-то темы. – рассказывает студентка Литературного института Александра Шалашова. – Пускай они были даже немножко провокационные и даже немножко скандальные».

«Он никогда не дает слишком прямых советов, слишком прямых ответов, он позволяет выбирать самому, – добавляет студент Андрей Дедов. – Он очень сильно поддерживает. Это показатель того, что он сам еще продолжает учиться».

Сегодня Александр Евсеевич считает себя постреалистом. Эта литература невымышленных имен и непридуманных судеб. Его недавняя книга – сага нон-фикшн, основанная на подлинных документах. Писатель убежден – будущее за этим методом.

«Я пишу, пишу много, – рассказывает писатель. – И если честно, я пытаюсь разобраться с тем, что произошло с миром за последние два-три десятилетия, что произошло со мной за эти годы, что произошло со страной».

По Рекемчуку работа писателя – объяснять, как устроена жизнь. Для него самого главное – то, над чем работает сейчас.

Новости культуры