24.12.2012 | 19:41

Петровская куртина Петропавловской крепости встречает первых посетителей

В Фонде керамики и стекла Государственного музея истории Санкт-Петербурга хранится свыше 11,5 тысяч экспонатов. Лишь малая часть этого собрания демонстрируется на временных выставках. Постоянная экспозиция, для которой отобрали около пяти тысяч вещей, теперь открыта на новой выставочной площадке Северной столицы – в Петровской куртине Петропавловской крепости. Репортаж "Новостей культуры".

Петровская куртина Петропавловки впервые встречает посетителей – долгие годы эти комнаты были заброшены. В XVIII веке здесь хранили боеприпасы, а после капитального ремонта в веке XXI постоянную прописку получила коллекция фарфора и стекла. Это и выставка, и фондохранилище. Поэтому атмосфера здесь особая.

"Если это фарфоровые фигурки, они же в танце, они играют, они дышат. У меня всегда впечатление было, что когда нас нет, здесь идет совершенно иная жизнь", – говорит главный хранитель Государственного музея истории Санкт-Петербурга Никита Батенин. 

Почти пять тысяч предметов из фарфора и стекла. Самые старинные – из Голландии – датируются концом XVIII века. Роспись на вазах напоминает изразцы знаменитых голландских печей. Здесь же можно увидеть работы одного из самых известных российских заводов – фабрики Гарднера. Он славился своими бисквитными статуэтками – так называется одна из технологий изготовления фарфора. 

"Скульптура была не только декоративная, но еще и носила утилитарный характер. Например, в Пасху о сапог гармониста разбивали яйцо, а мужик с трубкой – это чернильница", – поясняет хранитель фонда керамики и стекла Государственного музея истории Санкт-Петербурга Светлана Смирнова.

Фарфор всегда был в моде. Одна за другой открывались фабрики, заводчики старались скрывать друг от друга технику изготовления красок и самой фарфоровой массы. Поэтому на новых производствах мастерам часто приходилось заново разрабатывать технологию.

"Это были частные, в основном, мануфактуры, Между ними была большая конкуренция. Они могли существовать, во всяком случае в Западной Европе, от пяти до 25 лет", – продолжает Светлана Смирнова. 

Фарфоровое искусство, как зеркало, отражает историю страны. Одна из самых необычных коллекций – советский период, 1920-е – 1930-е годы. На тарелках и вазах появляются лозунги: "Ум не терпит неволи", "Кто не с нами, тот против нас", "Кто не работает, тот не ест". В массовое производство запускают фигурки рабочих, моряков и крестьянок. 

Одна из самых интересных экспозиций условно называется "Подарки Сталину". Здесь представлены предметы, которые главе Советского государства подарили рабочие других республик и государств. Например, одна из самых необычных ваз – от женщин-общественниц управления Северо-Донецкой ЖД. На ней написано: "Машинисту истории И.В. Сталину".

Эти предметы входят в так называемую мемориальную коллекцию. В соседних витринах представлены экспонаты, которые принадлежали Ольге Берггольц, Дмитрию Лихачеву, Анне Ахматовой... У каждой фарфоровой и стеклянной вещицы своя история, и расскажет о них будущим посетителям сам хранитель. Поэтому вход сюда только по предварительной записи.

Новости культуры