14.12.2011 | 11:17

Выставка "Движение по спирали" открылась в столичном центре современного искусства "Винзавод"

В столичном центре современного искусства «Винзавод» открылась круто закрученная выставка. Все на ней организовано в соответствии с древним символом, с формой – спирали. Как известно, кратчайшее расстояние между двумя точками – это прямая. Но преимущество прямолинейности далеко не всегда очевидно. Пружина – это тоже спираль. Рассказывают «Новости культуры».

По выставке как по спирали. На закольцованной работами художников-авангардистов экспозиции движение начинается от отправной точки, которая на этой выставке и есть спираль.

«Это начало экспозиции, которая встречает нас работой Колейчука, знаменитой его работы, посвященной спирали, и с двух сторон мы сделали вступление – работы Якова Чернихова, великого архитектора-конструктвиста», - рассказывает куратор выставки Марина Лошак.

У Чернихова спираль есть основа совершенного многогранного образа. На выставке решили сыграть на контрастах. С одной стороны – поэтически-философские, спирали похожие на японские иероглифы. С другой они предметные, воплощенные в фантасмагорические архитектурные утопии. Художники 20 века движение по спирали соединяли с цветовыми поисками – Василий Ермилов, например, в середине тридцатых воплотил свои цветоспиральные фантазии в оформлении Харьковского дворца пионеров.

«Работа Ольги Розановой, которая тоже называется цветококструкция, на самом деле те же движения связанные с цветом и поиском цвета, а рядышком мы видим произведения Инфанте, где он этими же поисками занимается в 64-м году – мне кажется, вот эта перекличка она очевидна, а с другой стороны подтверждает движение вне зависимости в какое время, когда художник работает», - говорит Мария Лошак.

Мастера киноплаката и сценографии, братья Стенберги, свой путь в искусстве тоже начинали с движения по спирали. На выставке - «лабораторные» работы художников образца 17 года.

«Когда Стенберги уже начинали работать в театре, они брали для декорационного оформления какие-то фрагменты отсюда, здесь уже зарождался тот самый конструктивизм», - говорит режиссер, внучка Владимира Стенберга Виктория Стенберг

Партитуры композиторов–авангардистов, закольцованные по спирали тексты Велимира Хлебникова, композиция Вячеслава Колейчука, где тень, брошенная на стену не менее важна, чем само произведение. Татлинская башня, за виртуальным устремлением которой ввысь, теперь можно наблюдать с помощью 3D очков. Все это не столько отпечаток художественных вихрей, полета мысли и фантазии авангардистов, сколько желание художников познать устройство мира, разгадать феномен «спирали», символа жизни и смерти, «начала и конца», бесконечного движения из ниоткуда в никуда.

Читайте также: 

В Москве открывается выставка «Движение по спирали»