24.12.2012 | 10:11

Печать. 24 декабря 2012

До Нового года осталось чуть больше недели. Многие печатные СМИ подводят итоги уходящего года. Так, «Независимая газета» предлагает свой рейтинг выставок, оценивая по десятибалльной шкале замысел, выразительность произведений и кураторскую работу. Лидирующие позиции, по мнению издания, занимают две выставки: «Юрий Рост. Живые классики» и «Мультфильмы, занесенные снегом», которые открыты для посетителей до середины февраля. Об итогах года литературного – в обзоре «Новостей культуры».

***
По традиции в преддверии Нового года печатные издания подводят итоги года уходящего. Так «Огонёк» решил отметить литературные заслуги 2012-го. Самым главным достижением, по мнению журнала, стало то, что слово «писатель» восстановило утраченный, казалось, авторитет. Исчезает, тает, уходит – брутальность, мачизм, агрессивность. Наступило время добрых книг и человеческих историй, считает издание. «Тётя Мотя» Майи Кучерской – история ничем не выдающейся на первый взгляд газетной корректорши средних лет, появилась сначала на страницах «Знамени», а потом вышла отдельной книгой. Проходящие через три поколения «Женщины Лазаря» Марины Степновой. Наконец, роман Андрея Дмитриева «Крестьянин и тинейджер» — тоже книга добрая, и о добрых человеческих чувствах. Журнал рекомендует к чтению и новую книгу Людмилы Улицкой «Священный мусор». Но самой сильной книгой года «Огонёк» называет роман «Благоволительницы» Джонатана Литтелла. Он уже переведен с французского более чем на 30 языков и, наконец, опубликован у нас.

***
В свою очередь журнал «Итоги» оценивает искусство современной эпохи. Причём делает это глобально. Главный вывод касается абсолютно всех жанров: современное искусство становится синонимом уличной политики: протеста много, а содержания — до обидного мало. Вот, что пишет издание: «Менее шумные и от того не менее ангажированные художественные жесты перешли границы актуального искусства и двинулись в традиционные культурные сферы – политизировались театр, кино, литература». И, как пример, приводит ситуацию в музыкальном театре, где политизация шла по более простому и в то же время естественному пути полунамеков и прокламаций. Самым ярким политическим высказыванием, по мнению «Итогов», стала ария короля Людовика Пятнадцатого из спектакля «Фанфан-Тюльпан» в московской оперетте. Статный Юрий Веденеев еще при первом появлении на сцене чеканил: «Понятно, что трудно, но надо ж кому-то державу вести за собой». Спектакль вообще нежданно-негаданно вернул оперетте пресловутое «утром – в газете, вечером – в куплете».

***
Ну, и наконец, как попасть в девятку на «Оскаре». Это уже «Известия» сообщают имена и работы счастливчиков, вошедших в шорт-лист лучших зарубежных фильмов на премию Американской киноакадемии. Заявленный от России «Белый тигр» Карена Шахназарова в него не попал. А вот, список картин, которым повезло в нём оказаться: «Любовь» (совместное производство Германии, Франции, Австрии), "Королевские дела" (Швеция), «1+1» (Франция), «Кон-Тики» ( Дания, Великобритания, Норвегия), «Ведьма войны» (Канада), чилийская картина «Нет», румынская «За холмами», «Бездна» (Исландия), «Сестра» (Швейцария). Далее специальная комиссия отберет уже пять номинантов, которые будут объявлены на специальной церемонии в Лос-Анджелесе 10 января.

Новости культуры