14.12.2011 | 19:37

Графика Валентина Серова представлена в Третьяковке

Исследователи творчества Валентина Серова утверждают: если бы в музейных собраниях оказались только те произведения художника, которые он сам считал достойными экспонирования, в истории искусства их осталось бы не более десятка. Число эскизов и даже готовых работ, которые Серов, отличавшийся крайней строгостью к себе, уничтожил, неизвестно. В коллекции Третьяковской галереи хранится 750 графических листов. Треть из них представлена на выставке «Валентин Серов. Линия жизни». По словам кураторов, именно графика позволяет проследить эволюцию художественных поисков мастера. Рассказывают «Новости культуры».

В залах Третьяковки чуть приглушенный свет – таковы требования к экспонированию графики. Часто выставлять ее нельзя. Среди этих работ – рисунки Серова, которые не доставали из запасников на протяжении десятилетий. Но сотрудники музея сделали все возможное, что бы не подвергать раритеты опасности. 

Шестнадцать работ на этой выставке защищены специальным антибликовым стеклом, которое не бьется, не дает отражения и не пропускает ультрафиолет, столь губительный для графики. Под таким стеклом выставлен портрет Шаляпина, который в свое время позировал Серову. Рядом с масштабным полотном – миниатюрный набросок. 

«Законченные произведения и наброски – это дает образу Серова дополнительные краски, – поясняет директор музея Ирина Лебедева. – Он очень тонкий художник, который был в поиске и тонко подмечал психологические особенности моделей, которые ему позировали, умел это передать в графических работах».

Знаменитая афиша – портрет Анны Павловой в роли Сильфиды. Написана словно одним движением руки художника. При этом даже опытные искусствоведы затрудняются сказать, сколько набросков сделал Серов на репетициях, прежде чем появился рисунок, ставший символом русского балета.

Еще одна знаменитая картина – «Похищение Европы». В поисках натуры художник объехал половину Италии. 

«Он искал пластику, лицо натурщицы, древнюю кору. Он хотел найти идеальную позу, образ древний, который был бы близок искусству прошлого», – рассказывает куратор выставки Мария Иванова.

Чтобы создать занавес к балету «Шехеразада», Серов изучал персидские миниатюры. На их основе сделал рисунки отнюдь не в миниатюрном масштабе. 

«Размер сцены Шатле – 11 на 17 метров. Если вы помните, на Крымском валу была выставка, где был представлен занавес по эскизу Пикассо. Так вот, этот занавес больше», – отмечает заведующая отделением графики XVIII – XX веков Ирина Шуманова.

ЗЗанавес сохранился, и сотрудники Третьяковки уже мечтают планируют показать его на юбилейной выставке – через четыре года.

Читайте также:
Третьяковская галерея представляет выставку «Валентин Серов. Линия жизни»