21.12.2012 | 12:03

Выставка Юрия Роста под названием "Живые классики" открылась в Москве

Рассказывать о событиях и о людях словами и фотографиями так, как это умеет Юрий Рост, мало у кого получается, может даже ни у кого. Он мастер переплетения изображений с текстом, он – фотолитератор. Любая выставка его работ – это всегда только фрагмент произведения, всегда нужен или его текст, или его живое слово, он сам среди его фотографий. Накануне в столичной галерее «Дом Нащокина» он сам представлял экспозицию под названием «Живые классики». Рассказывают «Новости культуры».

Герои нашего времени на снимках Юрия Роста. Этот фотопроект он представляет публике впервые, но как выяснилось, даже сами герои, многие фотографии видят впервые. И пытаются вспомнить, где, при каких обстоятельствах, а, главное, когда он успел сфотографировать? А у Роста всё записано, сегодня он сам водит экскурсии.

Юрий Норштейн не верит своим глазам, среди всех фотоснимков смог узнать один-два. Остальные – сюрприз. Вот, великий мультипликатор выступает перед аудиторией, а потом задумчиво сидит на крыльце, но фото, где Нортшейн стоит босиком на снегу – без преувеличения покорило всех.

«Вообще, он все время мне говорит: “Юра я должен приехать к тебе в павильон тебя поснимать”, – рассказывает Юрий Норштейн. – Но там не до съемок. Естественно, я прекрасно знаю Юру, он не будет лесть нагло со своей камерой, он все равно будет где-то в стороне».

И хотя каждая фотография Юрия Роста говорит сама за себя – автор с удовольствием рассказал о своих героях – все, что осталось за кадром. И даже то, как люди соглашались и не соглашались сниматься.

«Данелия не очень поддавался. Всякий раз мне говорил – “не надо, этот ракурс я уже знаю”», – вспоминает Юрий Рост.

Художники Илья Кабаков и Наталья Нестерова любят позировать Юрию Росту, а Отар Иоселиани вообще готов на любые фотоэксперименты. Всего в проект вошли шесть ярких личностей, но все начиналось с Битова.

«Сначала сделал такую выставку Битова, а потом подумал, что к Битову можно компанию собрать, вот собрал компанию такую достойную, – говорит Юрий Рост. – Люди такие интересные, они так наполнены, каждый портрет отличается от предыдущего. И даже если это серийные вещи как об Иоселиани, все равно развитие есть».

В зале, почти под самым потолком, две кинограммы. Где Режиссер Отар Иоселиани, в 75-м, перед новой фотокамерой, которая снимала сериями, демонстрировал как можно выпить чачу двумя стаканами, лет через 30 эксперимент повторили, но уже чачу пили только одним стаканом.

«Портреты удивительных людей, тех людей, которых невозможно повторить, – отмечает директор галереи «Дом Нащокина» Наталья Рюрикова. – И вот мы стоим в зале Отара Иоселиани, и эти фотографии сделаны, когда ему было лет 30, а может меньше, и прошли годы, и мы видим его удивительно красивым».

В подвале галереи расположился фото отчет о путешествии по чистым прудам, а состоялось оно 1 августа 1987 года. Ранним субботним утром Юрий Рост и художник Илья Кабаков отправились в путь.

«Мы решили пройтись от моего дома, который Илья назвал Домиком лесника, – вспоминает Юрий Рост. – На балконе он нарисовал план, мы его специально прожгли зажигалкой, как будто это специально старая карта была, и мы пошли к Чистым прудам».

Они заходили в подъезды, фотографировались у «Современника», у здания Вхутемаса, качались на качелях. Эти снимки Юрий Рост не ретушировал. Спустя много лет было и другое путешествие, но уже в Америке. Фотоитоги этих прогулок станут отдельным проектом к 80-летию Ильи Кабакова в следующем году.

Новости культуры