15.12.2011 | 09:04

Ла Скала воссоздаст балет XIX века "Эксельсиор" на исторической сцене Большого

Балет "Эксельсиор" (Excelsior), который итальянцы называют своим национальным достоянием, представит в четверг на исторической сцене Большого театр Ла Скала, ставший первым гастролером на обновленной после реконструкции сцене, сообщили в пресс-службе ГАБТ.

В ноябре солисты, хор и оркестр Ла Скала уже исполняли в ГАБТ "Реквием" Верди. Год Италии в России завершится представлением двух балетов знаменитого итальянского театра: "Эксельсиор" покажут 15-17 декабря, а постановку балетмейстера Джорджа Баланчина "Сон в летнюю ночь" - 20-22 декабря.

"Наши отношения с Большим начались в 1964 году. По соглашению, подписанному в 2005 году, это наше второе турне в Большом театре. ГАБТ выполнил свои обязательства, уже три раза выступив в Милане. Для нас огромная честь выступать в стенах этого прекрасного театра. В сентябре следующего года мы приедем в третий раз и покажем оперу "Дон Жуан" Моцарта, премьера которой недавно открыла сезон Ла Скала и прошла с огромным триумфом.

Впервые открытие показывал российский телеканал "Культура", - рассказала журналистам директор театра Ла Скала Мария Ди Фреда. Балет "Эксельсиор" создан Луиджи Манцотти на музыку Ромуальдо Маренко в 1881 году. Манцотти писал, что вдохновился памятником туннелю Ченизио и задумал показать в балете борьбу прогресса с регрессом и величие цивилизации. В спектакле в числе
персонажей: Свет, Обскурантизм, Цивилизация, Слава, Ценность, Согласие, Постоянство.

В первоначальном варианте в постановке участвовало более 600 исполнителей, на сцену выводились слоны, верблюды, лошади, волы. Художники раскрасили 1,6 тысячи метров холста, было изготовлено 130 кулис, 300 костюмов для главных действующих лиц и 2,8 тысячи для статистов. Для оформления спектакля бутафоры изготовили восемь тысяч предметов.

В 1974 году создана новая версия "Эксельсиора", посмотрев которую зритель, по словам режиссера Филиппа Кривелли, "в телевизионный век, век торжествующей обыденности, может на мгновение забыть о сегодняшнем дне и вдохнуть атмосферу прошлого, мира, который исчез, но по-прежнему жив". Хореографом обновленного варианта стал Уго Делль'Ара, исполнявший балеты Леонида Мясина, Фредерика Эштона, Сержа Лифаря и Джорджа Баланчина.

В спектакле заняты артисты балета театра Ла Скала, оркестр и мимический ансамбль Большого театра, а также учащиеся Московской государственной академии хореографии. "Для нас это обычная практика: мы так сотрудничаем и в оперных, и балетных спектаклях. Все происходит под внимательным наблюдением итальянских педагогов", - прокомментировала участие российских студентов директор Ла Скала.

За дирижерский пульт встанет Дэвид Коулмен. Сценография и костюмы - Джулио Кольтеллаччи. Музыка Маренко в редакции Фиоренцо Карпи и Бруно Николаи.

Худрук балета Махар Вазиев поделился впечатлением, которое на него произвел Большой театр: "Я рад, что мы приехали в Москву и что мы первые, кто выступает на исторической сцене после реконструкции. Вчера была репетиция, и театр поразил меня своей красотой. Мы привезли "Эксельсиор", потому что хотелось показать то, что родилось в Италии. Спектакль отражает историю итальянского балета, это уважительный жест к прошлому". Это масштабнейший балет, который воспроизвести сегодня в том объеме невозможно: это стилизация спекталя 1881 года. Но и сейчас на гастроли из Италии приехало 82 человека".

По поводу различий русской и итальянской школ Вазиев пояснил, что в русской школе большее внимание уделяется рукам и корпусу, а в Италии технике ног, однако значительной разницы между школами нет. Тем более в Италии, как и по всему миру, сегодня много русских преподавателей. "Ла Скала - не репертуарный театр, он пользуется приглашенными артистами, но на этот раз мы решили приехать с итальянскими артистами", - заключил худрук балета.

По его словам, звезды московского, петербургского театров будут, как и прежде, выступать в театре Ла Скала, в частности, в новом сезоне планируются выступления Светланы Захаровой, Натальи Осиповой и Ивана Васильева.