15.12.2011 | 10:16

Возвращение русского авангарда

Рисунки, письма и фотографии русских авангардистов из коллекции Николая Харджиева вернулись в Россию. Об этом на пресс-конференции в Москве объявили ученые из Российского государственного архива литературы и искусства. Свою коллекцию документов и живописных работ Николай Харджиев начал собирать после переезда в Москву, в 1928 году. Он был лично знаком с Цветаевой, Ахматовой, Мандельштамом, с Малевичем. Уникальное собрание русского авангарда в начале 90-х пытались вывезти в Голландию. Однако часть коллекции была изъята российской таможней и передана в РГАЛИ. Все, что попало в Нидерланды, хранилось в библиотеке Стеделик-музея. У российских ученых ушло больше шести лет на то, чтобы вернуть уникальные материалы на родину. Рассказывают «Новости культуры».

Вывоз из России уникального собрания, посвященного русскому авангарду – драматичная, почти детективная история. В ней и 18 лет спустя много белых пятен. Голландская и российская коллекции считаются самыми крупными частями собрания Харджиева. Но сколько еще материалов было потеряно при перевозке – неизвестно. Сам Харджиев так и не составил полного списка коллекции.

«Его решение вывезти коллекцию с собой было продиктовано не материальными интересами, а тем, что он всю жизнь мечтал написать историю русского авангарда в более-менее комфортных условиях», – рассказывает директор РГАЛИ Татьяна Горяева.

После ухода из жизни Николая Харждиева фонд его имени передал все материалы в библиотеку голландского Стеделик-музея. Переговоры о возвращении их в Россию начались еще в 2004-м. Наконец, в РГАЛИ распаковывают ценный груз из Нидерландов, проверяют состояние материалов.

«Они хранились частично в пластиковых конвертах, а частично в пластиковых папках. Или просто в обычных папках», – говорит руководитель группы научного описания документов личного происхождения РГАЛИ Мария Рашковская.

Разобрать, оформить и описать все как следует еще не успели. Кое-что – не удержались – выставили в стеклянных витринах. Чтобы посетители оценили издания Крученых, автограф Лисицкого и декларации Малевича. Например, эту – «График движения творческих единиц в бесконечности».

«Конечно, это уникальное событие, и такого класса архивы возвращаются к нам крайне редко», – считает руководитель Федерального архивного агентства Андрей Артизов.

В обмен на свою часть архива голландцы получают микропленки – копии, снятые с российских документов. На одной из коробок надпись: «Не открывать до 2019 года».

«Воссоединение двух частей архива позволит в полном объеме изучить материалы по русскому авангарду, – говорит искусствовед Теодор Бремер. – Микропленки – важны и для нас, хоть небольшая часть архива закрыта. В основном – это личные письма Харджиева. И недоступны они по его, личной, просьбе».

Умирая в чужой стране, в одиночестве, коллекционер мечтал об одном: чтобы собранные по крупицам, десятилетиями, дорогие ему вещи снова стали одной большой коллекцией – для «будущей бесконечности» – как говорил Малевич. Сегодня голландская сторона рассматривает даже возможность международной выставки, которая объединила бы и архив, и картины авангардистов, так и оставшиеся в Нидерландах.