20.12.2012 | 11:07

Музей современного искусства открывает запасники

Уже традиционно Московский музей современного искусства в конце года открывает свои запасники и показывает посетителям настоящие хиты русского авангардного искусства. В этом году залы условно поделили на три части. В одной широко представлены шедевры классического авангарда, а в других более поздние работы и новые поступления. С экспонатами познакомились корреспонденты «Новостей культуры».

Предновогодний ажиотаж, связанный с покупкой подарков, уже охватил всю страну. Об этом не дают забыть даже на выставке. О радости потребления напоминает работа Константина Латышева. Художник соблюдает все законы рекламы.

А вот сам Музей современного искусства в рекламе не нуждается, ажиотаж здесь явление частое. Работы Малевича, Кандинского, Коровина, Шухаева – одни из самых любимых посетителями. Но в конце года, по традиции, из запасников достают редкие и уникальные работы. Среди них – картина мастера примитивистского направления Нико Пиросмани. Одна из немногих, подписанная художником.

«Нико Пиросмани ШВ – потому что его фамилия Пиросманишвили и здесь он подписался немножко не полностью. – поясняет научный сотрудник Московского музея современного искусства Нина Дьячкова. – Это один из таких типичных портретов. Это портрет горожанина с рогом. Ему делали заказы, он писал очень много таких примитивистских портретов».

В противовес авангардизму – неоклассическое направление. Виртуозные сангины работы Василия Шухаева. Экспозиция его портретов заняла отдельный зал. Столь же необычна своеобразная инсталляция Ирины Кулагиной – «Люди, которые несут город».

Это современная работа, ближе к нашей современности, сделала в традиционной композиции триптиха, но не традиционная техника, – рассказывает Нина Дьячкова. – Как видите – это клееный картон раскрашенный.Здесь акцент идет на грани, на ритм и на обобщенные формы».

Есть на выставке приятные и неожиданные сюрпризы. В этом году коллекция пополнилась новыми произведениями. Особое внимание к многослойной работе Виталия Пушницкого. Яркий пример смешения техник – старых и современных. Гравюра, многослойная бумага, волшебство проектора – и зритель может наблюдать за сменой дня и ночи и состоянием природы.

«Мы каждый раз пытаемся показать что-то новое из нашей коллекции, подарки музею, новые приобретения, – говорит исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели. – И в этом году так случилось, что был грандиозный подарок департамента культуры города Москвы, нам приобрели 15 новых произведений вошли в коллекцию музею».

Чем живут современники, художники конца ХХ – начала XXI века – мнения ценителей искусства разделились. Одни считают, что исторический цикл авангарда замыкается, другие говорят о возвращении эпатажной атмосферы – буйства красок, обилия форм, ироничного почерка и как следствие, нового витка в современном искусстве.

Новости культуры