20.12.2012 | 10:16

Искусство "оттепели" на выставке в Новом Манеже

«Оттепель» в искусстве. Из Петербурга в Москву прибыла необычная выставка. В Новом Манеже разместились курсовые и дипломные работы выпускников института живописи имени Репина середины прошлого века. Экспозиция под названием «Советский неореализм» охватывает промежуток с 1953-го по 1968-й годы. Время надежд, свободы и вдохновения – в картинах, которые не имели ничего общего с официальной идеологией тех лет. Рассказывают «Новости культуры».

«Меня поразило, что здесь нет ни одной улыбки, это очень сосредоточенное состояние задумчивости, – говорит арт-директор музейно-выставочного объединения «Столица» Марина Лошак. – Это невозможно, такое состояние невозможно!»

Поначалу экспозицию можно принять за альтернативную историю советского искусства. Сами кураторы выставки еще до конца не разобрались, чего в этих картинах больше: печали или надежды.

В действительности все гораздо проще. На выставке представлены работы студентов ленинградского института живописи имени Репина, того самого, который когда-то именовался Императорской Академией живописи, и там действительно учился Репин и не только он. Все эти картины написаны в период между 53-м – смертью Сталина, и 68-м – пражской весной.

«Никому не приходило в голову делать из этих работ какую-то выставку, – рассказывает ректор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени Е.И.Репина Семен Михайловский. – Это учебный рабочий материал, зачем его экспонировать. А я так посмотрел: а я хочу выставку, я хочу это показать, потому что мы этим гордимся».

Для выставки специально выбрали именно 60-е – самое романтическое время советского искусства. Железный занавес рухнул, правда, не до конца. Даже в работах, написанных в стиле соцрелизма, вроде этой, видно, что студент скорее учится выписывать линии человеческого тела, чем реально пытается соответствовать линии партии.

Картины советских студентов больше всего напоминают фильмы французской новой волны или итальянского неореализма. Героини с каким-то явно очень богатым внутренним миром. Но в действительности все они не настоящие. Это всего лишь натурщицы и позировали они студентам исключительно для заработка. В академии художеств эта профессия называлась демонстраторы пластических поз.

Эти полотна никогда не предназначались для показа на публике. Ими защищали дипломы, за них студенты получали оценки в зачетки. Но оказалось, что сегодня студенческие работы гораздо правдивее отражают эпоху, чем официальное искусство тех лет.

Новости культуры