19.12.2012 | 15:45

Что скрывается за ширмой дворянских усадеб?

Новый выставочный проект Государственного музея Пушкина предлагает своим посетителям заглянуть за ширмы и увидеть интерьерные уголки спален и гостиных, мастерских и кабинетов героев произведений Гоголя, Гончарова, Тургенева, Толстого. Обстановка в подробностях соответствует литературным текстам. А благодаря подлинным предметам мебели, фарфору, костюмам и атрибутам повседневной жизни музейщикам удалось воссоздать атмосферу, в которой жили люди XIX века. Рассказывают "Новости культуры".

Этим экспонатам позавидует любая киностудия. Помимо того, что все они подлинные, сама эта выставка исторических интерьеров в Музее Пушкина – готовая съемочная площадка для постановки русской классики.

Каждый интерьер из литературного произведения авторы экспозиции реконструировали с книгой в руках, стараясь ни в чем не погрешить против классиков. Например, расстояние от подноса с чайным сервизом до дивана, на котором спал, ел, принимал гостей – в общем, жил Илья Ильич Обломов, выверяли, кажется, с сантиметром в руках, чтобы, как у Гончарова, герой мог дотянуться до чашки, не вставая с дивана.

"Сложно сказать, насколько он был модным или консервативным, просто это стремление к уюту, комфорту, удобству, где человек бы чувствовал себя вольготно, было свойственно середине XIX века. То есть можно сказать, что он следовал моде, его взгляды совпадали со взглядами его современников на интерьер", – говорит куратор выставки Ирина Сафонова. 

Всего на этой выставке реконструировано девять интерьеров из разных литературных произведений. В основном, это дворянские усадьбы. Например, кабинет Марии Дмитриевны Калитиной, героини "Дворянского гнезда" Тургенева, или покои графини из "Пиковой дамы" Пушкина. Во всех интерьерах присутствует одинаковая деталь – ширма – когда-то модный атрибут. Выражаясь литературно, эта выставка о том, что скрывается за ширмой всей русской жизни в целом, и за каждой отдельно взятой в частности. 

"Наша-то задача была дать представление о том, что такое ширма в XIX веке. Ширма ставилась, чтобы оградить роженицу – рожали, мы знаем, не в родильных домах, это происходило дома. Ширма сопровождала в течение всей жизни – первый поцелуй, наверное, тоже происходил за ширмой", – поясняет директор Государственного музея А.С. Пушкина Евгений Богатырев.

Хронологически эта выставка начинается XVIII веком, а заканчивается в начале ХХ – временем революции, предоставляя зрителям возможность проследить, как эволюционировал дизайн помещений. Позолоченная статуэтка предоставлена одной из старейших гостиниц Москвы, где происходит действие романа Алексея Толстого "Хождение по мукам". Как написано в романе Толстого, тогда в революционном Октябре в гостиницах еще "кутили, как во Флоренции во время чумы". 

Новости культуры