15.12.2011 | 19:56

Елена Поленова: "Она жила в волшебном мире сказки"

«Она жила в волшебном мире сказки» – эти слова дали название выставке в Третьяковской галерее, посвященной сестре известного живописца Василия Поленова – Елене Дмитриевне Поленовой. Она была одной из первых женщин, получивших профессиональное художественное образование. Вдохновение черпала в сказках и в развитие стиля модерн привнесла национально-романтические традиции. Рассказывают «Новости культуры».

Елена Поленова писала маслом, занималась акварелью, живописью по керамике, но главным делом для нее стала книжная иллюстрация. В 1889 году художница сама издала свою первую книгу. Это была русская народная сказка «Война грибов». Все – от графики до обложки – Поленова сделала сама.

«Она страстно любила русскую народную традицию, культуру и очень много знала сказок. Елена Дмитриевна говорила, что никогда более, нигде она эту сказку не встречала, и даже в сборнике Афанасьева этой сказки нет, и слышала она ее только из уст своей бабушки», – рассказывает куратор выставки Ольга Атрощенко.

Художница проиллюстрировала более 20 народных сказок, поговорок и прибауток. Среди них – «Сынко-Филипко», «Дед Мороз», «Мачеха и падчерица». Она действительно жила в волшебном мире сказки, которая стала для нее источником творческих фантазий.

«Сейчас есть такой острый интерес к национальным чертам нашего искусства, к национально-романтическому направлению модерна. Модерн сейчас действительно очень интересен публике, и нам хотелось представить творчество этой художницы именно в этом ракурсе», – поясняет директор Государственной Третьяковской галереи Ирина Лебедева.

Здесь много предметов, сделанных по эскизам Поленовой в Абрамцевской столярной мастерской. Шкафчики, шкатулки, полки и стулья – все как будто из сказки.

«Вот эта дверь, сказочная дверь, тоже была сделана в Абрамцевской мастерской. Их приблизительно около десяти дверей, которые были сделаны за все это время. В основном, это была резьба с подкраской, трехгранно-выемчатая резьба или контурная резьба», – говорит куратор выставки Валентина Шевченко.

В фондах Абрамцева хранится очень много рисунков орнаментов, которые никогда не демонстрировались. Именно по этим эскизам в конце XIX века были выполнены вышивки, резьба по дереву, дошедшие до наших дней в единичных экземплярах.