19.12.2012 | 12:49

Китч как составляющая современного искусства

Этимология слова «китч» точно не определена. По одной из версий, оно произошло от немецкого глагола «опошлять». Так в 60-е годы позапрошлого века на художественных базарах Мюнхена называли дешёвые картины, которые скупали нувориши, мечтая приблизиться к культурной элите. Действительно, грань между элитарным и массовым тонка. И профессиональный художник, и изготовитель рыночных ковриков с лебедями создают прекрасное. В своём понимании и с учётом вкусов потребителя. Взаимоотношения китча и современного искусства исследует новый выставочный проект Третьяковской галереи – «Украшение красивого». В залах на Крымском валу побывали корреспонденты «Новостей культуры».

Что для одних признак дурного вкуса, для других – почти что нравственный и эстетический идеал. Вот главный хит всего Интернета – кошечки, а это – любимые страной настенные ковры – неизменный фон для семейных фотоснимков. Актуальные художники охотно тиражируют избитые образы, сгущают краски, экспериментируют. Делают свои работы яркими, порой кричащими, привлекательными с коммерческой точки зрения – а это и есть один из признаков китча.

В выставочных залах представлена серия работ художника Валерия Кошлякова «Украшение красивого». Так же называется и сама выставка. Художник, что называется, добавил цвета черно-белым фотографиям. Подобным занимался каждый из нас – в возрасте, примерно, от трех до семи. Только детей за это часто ругают и даже наказывают, а взрослым современным художникам платят большие деньги и даже называют их эксперименты – подлинным искусством.

ХХ век называют эпохой мутаций. Актуальное искусство – авангардом помноженным на китч. Этот термин возник в середине XIX века, но само явление китча – халтуры, дешевки – существовало всегда, как некий спутник подлинного искусства. Правда, что считать безвкусицей, а что высокохудожественным произведением всегда вызывало бурные дискуссии. На этой выставке ответов решили не давать, предлагают их отыскать зрителям.

«Было бы очень неправильно тыкнуть зрителя и сказать: вот это – красиво, а это – пошло, – считает куратор выставки Кирилл Алексеев. – Это было бы непрофессионально и очень раздражало бы зрителя, нельзя считать его за идиота, именно зритель делает этот эффект времени».

Для этого произведения классиков и актуальных художников в экспозиции перемешали, а сами работы оставили без каких-либо аннотаций.

«Это соединение разных работ в пространстве вновь и вновь нас заставляет посмотреть таким взглядом сегодняшнего дня на эту проблему, – говорит директор Государственной Третьяковской галереи Ирина Лебедева. – Потому что китч в нашей жизни превалирует даже и разговор о нем нам кажется очень актуальным».
Вкусы и мода – у каждой эпохи свои. И это еще один камень преткновения в вечных спорах о подлинном искусстве. Даже признанных мастеров разных эпох, как, например, Караваджо, Руссо и Моне в чем только не обвиняли, а со временем вознесли на пьедестал. Так что еще один посыл этой выставки – смотреть на искусство шире, как бы тяжело и мучительно это ни было.

«Ряд вещей, которые мы здесь видим, это уже шедевры живописи сейчас, – отмечает куратор выставки, заведующий отделом новейших течений ГТГ Кирилл Светляков. – Потому что когда живописная традиция сходит на нет – это очевидно сейчас, и совеем недавно люди 60-х говорили, что ковры с лебедями – это дурной вкус, а сейчас смотрят и говорят – это шедевры, вы с ума сошли?»

Изобразительное искусство XXI века еще только формируется, и одной из составляющих, как утверждают специалисты, является все же китч. А еще художники, как и прежде, вступают в диалог со своими предшественниками. И это заметно по экспозиции. Кстати, самые цитируемые в этом пространстве произведения – это «Черный квадрат» и «Утро в сосновом лесу».

Читайте также:
"Украшение красивого" в Третьяковской галерее>>>

Новости культуры