19.12.2012 | 11:00

В Большом театре представили балет для детей "Мойдодыр"

«Умывальников Начальник и мочалок Командир» в Большом. На новой сцене главного театра страны состоялась презентация балета-фантазии по мотивам сказки Корнея Чуковского «Мойдодыр» на музыку Ефрема Подгайца. Для создателей балета было важно отобразить эпоху Чуковского. Поэтому в спектакле в числе привычных персонажей будет и сам Чуковский, и Репин, и Ахматова. Премьера «молодёжного триллера», так иронично называют его авторы, назначена на 21 декабря. Но и на презентации главными зрителями стали дети.Рассказывают «Новости культуры».

За кулисами герои – словно сошли со страниц сказок Корнея Чуковского. Эпоха, далекая-близкая, почти неизвестная современным детям, хорошо знакома их мамам и папам. Теперь стихи Чуковского о том, что «надо, надо умываться по утрам и вечерам» практически гимн Большого – с любого места назубок.

«Сама сказка – две страницы, не больше, а у нас – двухактный балет со спецэффектами, новыми персонажами», – говорит артист балетной труппы Большого театра Иван Семиреченский.

На презентации постановщики балета один на один со своими потенциальными зрителями, которым не больше шести. Ведут разговор на равных. Вот эскизы костюмов – у художника Андрея Севбо улетала пачка бумаги в день – не только шляпы, платья и пальто. Чайники, умывальники, мочалки….мир повседневных вещей, ставший на эти два часа настоящим волшебством.

«Они нарисованы слегка небрежно, – рассказывает Андрей Севбо. – Но это специально, эта легкая эскизность не делает их опасными, туда может проникнуть ребенок и дополнить своей фантазией».

Композитор Ефрем Подгайц музыку к «Мойдодыру» переписывал дважды. Выиграв конкурс в Большом, на лучшее музыкальное произведение для детей – год перелопачивал партитуру. Ориентировался на дочерей.

«Младшей было два года – она говорила, папа сидит «титетуру» пишет, партитуру так называла», – рассказывает композитор.

С его руки Большой приобрел новые ударные инструменты, даже свисток теперь есть.

Юрий Смекалов, солист Мариинки, в хореографических постановках – не новичок. Но впервые ставит для детей. Чтобы наверняка – со своими идеями, эскизами, переписанной сказкой пошел к детскому психологу. Надо же знать, как отреагирует подсознательное маленького человечка на бегущие ботинки, танцующий самовар или Крокодядю…

«Я когда создавал спектакль – понимал, что должен ориентироваться на ребенка в себе и здесь не может быть серьезной тематики, – рассказывает Юрий Смекалов. – Взрослые начинают думать, накручивать, искать подводные течения, думать… Ребенок так не думает. Для него главное впечатление».

Смекалов переписал сказку заново, за что и получил прозвище «доктор Смекалиус», придумал новых персонажей, от которых волосы дыбом стали у литературного отдела Большого театра.

«Мы долго спорили, – говорит художественный руководитель балетной труппы Большого театра Сергей Филин. – Литературный отдел Большого театра не соглашался печатать, говорили, что употребляются не печатаемые слова, в результате мы ввели в обиход эти слова».

До премьеры несколько дней, но многие СМИ уже упрекают театр в низкопробности материала. В Большом так не считают. На успех «Мойдодыра» работают все цеха – три состава исполнителей, девяносто артистов на сцене, детский спектакль здесь делают всерьез, по законам настоящего искусства.

Новости культуры