16.12.2011 | 10:37

Сегодня московский музыкально-драматический театр "Ромэн" отмечает юбилей

Единственный в мире цыганский театр «Ромэн» отмечает юбилей. Ровно 80 лет назад молодая труппа актеров показала зрителям свой первый спектакль по пьесе Александра Германо «Жизнь на колесах». С тех пор известность театра вышла за пределы России. Яркому и самобытному искусству «Ромэн» рукоплескали миллионы зрителей. Несмотря на солидную дату, театр по-прежнему молод и продолжает осваивать новые высоты. Рассказывают «Новости культуры».

Если «Живой труп» – то обязательно с романсами, если «Трактирщица» – то с андалузскими страстями. Даже детская сказка, «Принцесса Кристана» по пьесе Альбины Петровой – о девочке, воспитанной в таборе.

Задушевные песни, зажигательные танцы и цыганская речь вперемешку с русской. Когда-то билеты в театр «Ромэн» было не достать: продавались из-под полы с 8-кратной наценкой. Но и сегодня симбиоз уникальных национальных традиций древнейшего народа и опыта современного музыкального театра очаровывает.

«Душа народа – это великое счастье, великое счастье с этим соприкоснуться, понять, узнать, – говорит народная артистка СССР Элина Быстрицкая. – По-моему, все очень любим искусство наших цыган, я думаю, что это очень справедливо и правильно».

«Ромэн» – театр цыганских династий. Золотаревы, Жемчужные, Оглу, Лекаревы… С малых лет все они наблюдали из-за кулис за своими родителями, а потом и сами становились артистами. Поэтому в одной постановке могут быть заняты дети и родители, мужья и жены. Почти вся труппа, а это более 80 актеров, занята в спектакле «Мы цыгане» – рассказе о многовековой судьбе народа.

«Мы так уж назвали его визитной карточкой, потому что с этим спектаклем мы проехали полмира. Прошел он у нас 1500 раз», – рассказывает Николай Сличенко, художественный руководитель театра «Ромэн».

Франция, Италия, Индия, Югославия, Япония… Трудно назвать страну, в которой не аплодировали этой труппе. Сегодня «Ромэн» – профессиональный театр. А начиналось все в 1931 году – тогда артистов театра набирали прямо из таборов, многие не умели даже читать и писать.

«Был замечательный режиссер Семен Баркан, – рассказывает худрук театра Сатиры Александр Ширвиндт. – Он имел национально отношение сомнительное к цыганам, тем не менее, он был фанат этого потрясающего «производства». Я помню, он ездил по городам и весям, по полям и кибиткам и собирал молодых артистов».

Первые пьесы ставились на цыганском языке. С приходом в театр актера и режиссера МХАТа Михаила Яншина репертуар существенно пополнился русскими и зарубежными произведениями. Спектакли стали играть и на русском. На сцене ожили герои Пушкина, Толстого, Лескова, Гюго. Сейчас в репертуаре театра 14 спектаклей от классики до современной драматургии.

«Самое сложное для нашего театра – это драматургия – это вечный поиск, чтобы совпало с национальным театром, интонацией артистов», – говорит Николай Сличенко.

Ученик звезд цыганской сцены – Ляли Черной, Марии Скворцовой, Сергея Шишкова – Николай Сличенко в советские времена сводил с ума не одно поколение женщин. Он прошел в театре путь от актера вспомогательного состава до режиссера и художественного руководителя. Теперь в составе труппы его ученики. А театр – настоящий центр национальной культуры.

К 80-летию театра «Ромэн» не пропустите в субботу в 19.35 программу «Романтика романса».