16.12.2011 | 11:15

"Архитектура пламени": выставка к 85-летию Григоровича

К 85-летию Юрия Григоровича Театральный музей имени Бахрушина подготовил выставку с метафорическим названием «Архитектура пламени». За этим образом - попытка взглянуть на балеты Григоровича как на шедевры, построенные по законам создания цельных, монолитных конструкций. Каждый спектакль как вершина творчества выдающегося хореографа. Наглядное подтверждение тому – в эскизах и фотографиях, костюмах и макетах пяти балетов, которые принесли Юрию Григоровичу мировую славу. Рассказывают «Новости культуры».  

От первых хореографических опытов Юрия Григоровича в балетной студии Ленинградского дворца культуры до всемирно известных постановок. В центре выставки - история пяти главных балетов хореографа: «Каменный цветок», «Ромео и Джульетта», «Легенда о любви», «Золотой век» и, конечно, «Спартак».

«Балеты ЮН, любовь этих героев балетов очень страстная, очень яркая, обжигающая, как пламя. И в то же время – скульптурность поз. В постановках ансамбля – архитектурность, которая напоминает совершенное здание, отсюда - архитектура пламени», - объясняет Ирина Гамула.

Экспозиция – по кругу, как в балете. В центре – все о «Спартаке» - главном шедевре Григоровича. Здесь и рабы, и патриции. Вот на фото 76 года - Светлана Адырхаева - Эгина.

«Эгину Юрий Николаевич начинал ставить на меня. Я помню первые репетиции, очень много вариантов, вариаций Эгины в первом акте. Пластика особая – какой-то поворот головы, руки какие-то особые. Из этих мелочей состоит главное. То, что требуется для этой роли», - рассказывает народная артистка СССР, педагог-репетитор ГАБТ Светлана Адырхаева.

Главным достижением Юрия Григоровича считают сближение академической ленинградской и более свободной московской школы. Это и называют уникальным «стилем Григоровича».

«Я потрясен его мужеством. Только кажется, что это икона, что это признанный мастер. Были такие страшные периоды. Вы помните, как его отлучили от Большого театра? Как он триумфально вернулся. Я счастлив, что восторжествовала справедливость и мудрость сегодняшняя», - признается режиссер Андрей Житинкин.

Многие из этих фотографий Григорович не видел. Выставка – сюрприз к юбилею. Хореограф сегодня одновременно работает с труппами Большого и Краснодарского театров. Собирается восстановить балет «Иван Грозный».

««Иван Грозный» - такого балета у Прокофьева нет, это музыка к фильму Эйзенштейна Но композитор Чулаки и я собрали композицию, сходную по характеру, по времени написания и сделали этот балет, который был сделан на сцене Большого, потом – в Гранд-Опера в Париже, потом – в Бастилии, потом у меня в Краснодаре», - говорит Юрий Григорович.

Уже сегодня Юрий Григорович называет точную дату премьеры «Ивана Грозного» в Большом – она назначена на 8 ноября 2012 года.

Читайте также: К 85-летию Юрия Григоровича приурочена выставка в Москве