16.12.2011 | 19:41

В Храме Христа Спасителя открылись "Дни православной культуры"

Сегодня в Москве открылись Дни православной культуры. Одно из главных событий – выставка уникальных икон, размещенная в Центре изящных искусств Храма Христа Спасителя. Самое древнее произведение в экспозиции – образ «Мученика Георгия» – датировано рубежом XIII – XIV веков и написано в ростовских землях. Все выставленные иконы – из частных коллекций. Рассказывают «Новости культуры».

Подобного события в Москве не случалось с 1974 года. Тогда, в советскую эпоху, выставка икон из частных коллекций в Музее Андрея Рублева вызвала скорее недоумение. Собиратели не были поняты ни искусстоведами, ни публикой. Теперь, кажется, коммуникация налажена.

«Нам много предлагали икон, но мы не все брали. Но я имею право говорить, что мы выбирали лучшие из лучших», – говорит куратор выставки Александр Бойцов.

Не человек выбирает икону, а икона – человека. Так говорят коллекционеры. На выставке представлены иконы из тринадцати собраний. Это редчайшие экземпляры, которые в большинстве своем не покидали пределы дома. Одна из самых древних – святой Георгий – конец XIII века. По всей видимости, из знатной семьи. Имя Георгий на Руси давали княжеским детям. Иконой, которую датируют 1520 годом, владел митрополит Макарий – тот самый, что венчал Ивана Грозного. Икона из коллекции искусствоведа Алексея Расторгуева – один из древнейших памятников такого размера, сохранившийся до нас. Возможно, она украшала Кремлевский собор. 

«Это Москва, начало XVI века, скорее всего, двадцатые годы, время Василия III», – поясняет искусствовед Ирина Шалина.

Образец «народной иконы» также можно увидеть на выставке. На такие молилась вся Россия. Когда храмы разрушались или закрывались, в первую очередь спасали шедевры тонкого письма. Поэтому «простые», грубоватые образы почти не сохранились.

Чем икона древнее, тем она дороже коллекционеру. Зная об этой слабости собирателей, им разрешили самим датировать иконы.

«Самая любимая моя икона – Никола Мерликийский. Она любима изысканностью, драгоценностью живописи, любима тем, что изображает моего покровителя Николая», – говорит директор Музея русской иконы Николай Задорожный. 

Если бы не коллекционеры, возможно, иконы не дожили бы до наших дней. Только в начале ХХ века к ним перестали относиться как к археологическому материалу. Их стали ценить как произведение искусства.