16.12.2011 | 19:53

Театр "Ромэн" отмечает юбилей

У единственного в мире государственного цыганского театра «Ромэн» – юбилей. 80 лет назад молодая труппа актеров показала зрителям свой первый спектакль по пьесе Александра Германо «Жизнь на колесах». С тех пор известность театра вышла далеко за пределы России. У яркого и самобытного коллектива появилось множество поклонников. Рассказывают «Новости культуры».

Если «Живой труп», то обязательно с романсами. Если «Трактирщица», то с андалузскими страстями. Даже детская сказка «Принцесса Кристана» по пьесе Альбины Петровой – о девочке, воспитанной в таборе.

Задушевные песни, зажигательные танцы и цыганская речь звучит вперемешку с русской. Когда-то билеты в театр «Ромэн» было не достать: они продавались из-под полы с восьмикратной наценкой. Но и сегодня симбиоз уникальных национальных традиций древнейшего народа и опыта современного музыкального театра очаровывает.

«Душа народа – это великое счастье. Великое счастье с этим соприкоснуться, понять, узнать. По-моему, все очень любят искусство наших цыган. Я думаю, что это очень справедливо и правильно», – говорит народная артистка СССР Элина Быстрицкая.

«Ромэн» – театр цыганских династий. Золотаревы, Жемчужные, Оглу, Лекаревы… С малых лет все они наблюдали из-за кулис за своими родителями, а потом и сами становились артистами. Поэтому в одной постановке могут быть заняты дети и родители, мужья и жены. Почти вся труппа, а это более 80 актеров, занята в спектакле «Мы цыгане» – рассказе о многовековой судьбе народа.

«Мы так уж назвали его визитной карточкой, потому что с этим спектаклем мы проехали полмира. Прошел он у нас 1500 раз», – замечает худрук театра Николай Сличенко.

Франция, Италия, Индия, Югославия, Япония… Трудно назвать страну, в которой не аплодировали этой труппе. Сегодня «Ромэн» – профессиональный театр. А начиналось все в 1931 году. Тогда артистов театра набирали прямо из таборов, многие не умели даже читать и писать. 

«Был замечательный режиссер Семен Баркан. Национально он имел сомнительное отношение к цыганам. Тем не менее, он был фанат этого "потрясающего" производства. Я помню, он ездил по городам и весям, по полям и кибиткам, собирал молодых артистов», – рассказывает народный артист России, худрук Театра Сатиры Александр Ширвиндт.

Первые пьесы ставились на цыганском языке. С приходом в театр актера и режиссера МХАТа Михаила Яншина репертуар существенно пополнился русскими и зарубежными произведениями. Спектакли стали играть и на русском. На сцене ожили герои Пушкина, Толстого, Лескова, Гюго. Сейчас в репертуаре театра – четырнадцать спектаклей: от классики до современной драматургии.

«Самое сложное для нашего театра – это драматургия. Это вечный поиск, чтобы совпало с национальным театром, интонацией артистов», – признается Николай Сличенко.

Ученик звезд цыганской сцены – Ляли Черной, Марии Скворцовой, Сергея Шишкова – Николай Сличенко в советские времена сводил с ума не одно поколение женщин. Он прошел в театре путь от актера вспомогательного состава до режиссера и художественного руководителя. Теперь в составе труппы его ученики. А театр – настоящий центр национальной культуры.

Выступление артистов театра «Ромэн» зрители нашего телеканала смогут увидеть в программе «Романтика романса», приуроченной к 80-летию легендарного коллектива. Не пропустите ее завтра в 19.35.

Читайте также:
Театру «Ромэн» - 80 лет