19.12.2011 | 10:16

Сказка рождественского Конфетенбурга в центре зимней Москвы

«Однажды в волшебную зимнюю ночь…» - этот проект Театрального музея имени Бахрушина посвящен гофмановскому «Щелкунчику». В залах столичной галереи на Малой Ордынке представлена сценическая история самой известной рождественской сказки. Зрителей ждет масса сюрпризов. И главный – участники интерактивной экскурсии могут общаться и даже играть с кукольными персонажами. Рассказывают «Новости культуры».

В этом зале пахнет корицей и ванилью. Ароматы сказочного Конфетенбурга, как магнит, притягивают детей и взрослых. Но съесть эти пряники и коврижки нельзя – волшебные запахи источает ткань. Таких секретов здесь много. Делая эту выставку, художники вспоминали собственное детство.

«Я помню, когда меня везли на праздник, я шла по улице с родителями и увидела кукол, мне казалось что это мост в какую-то сказку, и я помню этих кукол всю жизнь», – вспоминает театральный художник Татьяна Спасоломская.

Здесь все в ожидании чуда: кукла со старого чердака, двухметровый Щелкунчик – подарок Большого театра Галине Улановой на семидесятилетие. Игрушечный сервиз Майи Плисецкой как будто тоже из сказки. Этим пуантам не один десяток лет – Мария Петипа, Ольга Преображенская, Екатерина Максимова – каждая блеснула в самом волшебном балете. Но когда-то «Щелкунчик» успеха не имел – ругали музыку Чайковского и саму постановку Мариуса Петипа и Льва Иванова.

«Когда Иванов делал балет, просили дополнительно создать вальс снежинок, дополнительные номера», – рассказывает куратор выставки Карина Оганджанова.

Художникам тоже не всегда везло с «Щелкунчиком». Эскизы Бенуа так и остались на бумаге. А вот эти – Коровина, 19 года – пошли в ход. Их использовал в Большом театре Горский. А вот долгожители – костюмы Симона Вирсаладзе. В постановке Григоровича в Большом они с 66-го года. Под елкой в ожидании чудес куклы Елены Громовой. Но самая таинственная – комната Мышильды.

В это спящее царство Мышильды впускают только с фонариком, говорят шепотом, ходят на цыпочках.

«Я хотел, чтобы, рассматривая спящие экспонаты, представляющие в сказке зло, дети понимали, что зло реально в нашей жизни, – говорит художник Виктор Делог. – Но пока оно спит, они могут быть счастливы».

Здесь царит праздник. В канун Нового года герои «Щелкунчика» под музыку Чайковского ведут взрослых и детей в мир сказки.