19.12.2011 | 19:31

Италия и Россия обменялись шедеврами: Рублев во Флоренции, Джотто в Москве

На исходе перекрестного Года Италии и России Третьяковская галерея представляет российскую часть выставки, озаглавленной «Во Христе». Ее название многозначно. Оно указывает и на единые истоки византийской традиции, долгое время питавшей культуры обеих стран, и на равно почитаемый праздник Рождества, время которому приходит и в католическом, и в православном мире, и на общие классические культурные ценности, давно вышедшие за рамки национальных шедевров. Работы великого итальянского художника Джотто ди Бондоне в Третьяковской галерее экспонируются впервые. Рассказывают «Новости культуры». 

Образ Мадонны с Младенцем и миниатюрный двусторонний иконостас. Как мало, в сущности, привезли в Третьяковскую галерею итальянцы. А между тем, они привезли самое главное. Можно сказать, это выставка на высшем уровне. И не только потому, что организована по инициативе первых лиц – президента Дмитрия Медведева и президента Джорджо Наполетано, но в первую очередь благодаря значимости выставляемых произведений. И иконы Джотто, и Диониссия, которые в среду будут представлены на выставке во Флоренции, принадлежат к разряду тех шедевров, которые никогда не покидают родных стен. В данном случае сделано большое исключение.

«Идея состояла также в том, чтобы были представлены те имена, которые могут показать истоки нашей общей византийской культуры и ее дальнейшее развитие, своеобразное в каждой стране. Поэтому имя Джотто возникло естественным образом, потому что он провел некую реформу в своем творчестве, она у него была», – говорит директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева.

С именем Джотто связывают расцвет итальянской живописи. Своим творчеством он провел черту между византийской культурой и периодом итальянского Возрождения. В это время (конец  XIII начало – XIV века) итальянские иконы перестают быть иконами в том смысле, в каком их понимают в России, и становятся просто картинами на религиозную тематику. Некоторые черты этой новой живописи можно увидеть в образе Мадонны. Она была создана художником уже после раздела Западной и Восточной церквей и демонстрирует отход от византийских канонов. Полиптих происходит из церкви Санта-Репарата, в которой, кстати, захоронен Джотто. Это подобие русского иконостаса. Он двусторонний – по пять икон с каждой стороны.

«На этом полиптихе изображены те святые, которые особенно почитаются во Флоренции. Мария Египетская, Мария Магдалина, Иоанн Предтеча и некоторые другие. Полиптих разделял престол и ту часть, где находятся верующие. Ту часть, которая сейчас позади меня, видел только священник, а противоположную – все верующие», – поясняет генеральный секретарь Центра религиозных исследований имени папы Иоанна XXIII Альберто Мелони.

Иконы из собрания Третьяковской галереи будут выставлены не в музее, а в знаменитом Баптистерии Сан-Джованни. В Западной церкви это помещение служит для совершения обряда Крещения. Флорентийский баптистерий, кроме всего прочего, известен тем, что именно там крестили Данте Алигьери.

«Для нас большая честь, что Третьяковская галерея предоставила для выставки во Флоренции древние русские иконы. Они будут находится в церковном, литургическом пространстве, а значит, им будут воздаваться те почести, для которых они создавались. В музее это невозможно», – подчеркивает архиепископ Флоренции Джузеппе Бетори (Италия).

В свое время именно в Италии нашли укрытие многие иконописцы, которые были вынуждены перебраться туда из Византии во времена иконоборчества из-за преследований. В последнее время в Италии отмечается интерес к русской иконописи, во многих католических костелах по всей Италии можно встретить иконы. Выставка, по замыслу устроителей, должна продемонстрировать те общие корни, которые когда то объединяли Западную и Восточную церкви.

Все материалы темы "Перекрестный Год Италии и России">>>