13.12.2012 | 11:22

Анатолий Смелянский отмечает 70-летие

Анатолий Смелянский обладает удивительным талантом – чувствовать историю театра. Человек энциклопедических знаний, он стал настоящим театральным летописцем. Сегодня Анатолию Мироновичу – 70 лет. Больше 30 из которых он посвятил Московскому Художественному. С 2000-го года Смелянский возглавляет Школу-студию МХАТ. Немногие знают, что и он когда-то хотел попытать здесь счастья. В 17 лет был совершенно уверен – должен стать артистом. Рассказывают «Новости культуры».

17-летний Анатолий Смелянский на вступительных экзаменах провалился – уже на первом туре. Говорит, плакал, как девочка, и, конечно, даже подумать не мог, что судьба вернет его в легендарную Школу – ректором.

«Он очень любит Школу, очень любит студентов, – говорит профессор Школы-студии МХАТ, режиссер Дмитрий Брусникин. – Он реально относится к этому, как к дому. Как к своему дому. Зайдите в его кабинет, посмотрите – там невероятно уютно. Оттуда не хочется уходить. Там сядешь, и хочется сидеть и говорить, говорить, говорить».

В кабинете Смелянского – настоящий музей, сплошь – подарки студентов. Эскизы, макеты спектаклей. Фотографии людей, с которыми сводила долгая жизнь – от Олега Ефремова – до Мэрил Стрип. Особая гордость – диковинные часы – ручной студенческой работы – на которых выгравированы имена всех актеров-выпускников Школы.

Может быть, собственный юношеский неудачный опыт сегодня не позволяет Смелянскому сказать: вы не годитесь. Не только актера, но и строгого начальника из него так и не вышло.

«Он не умеет, мне кажется, быть строгим, – говорит студент Школы-студии МХАТ Андрей Бурковский. – Но он такой замечательный, такой чуткий, такой понимающий современную тенденцию во всем – что касается администрирования, бизнеса, театрального искусства, театрального даже воздуха».

«Он умеет типа мне сказать: ну что же это такое?! – рассказывает режиссер, профессор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий. – Анатолий Миронович, а вы пойдите сами и скажите. И он так приходит и говорит: ну, ребят, ну что я думаю… И так начинает очень интеллигентно, завуалировано, как всегда, мягко выговаривать то, что мне – один на один – он сказал так по-мужски, со словечками с нормальными».

Дни профессора Смелянского – театрального критика, историка театра, доктора искусствоведения – сплошь рабочие. На пятый этаж Школы-студии, почти на чердак, он поднимается три раза в неделю, чтобы прочесть лекции для американских студентов. Обменные программы между Школой МХАТа и США – достижение и особая гордость Смелянского, по совместительству – профессора Гарварда. Кстати, английский Анатолий Миронович впервые начал учить в 52.

Еще одно любимое дело Смелянского – авторские программы на канале «Россия К» – о тех, кого он уже давно воспринимает как близких родственников – настолько глубоко погружен в материал: о Станиславском, Немировиче-Данченко, Булгакове, Чехове. Смелянский мастер рассказывать истории – о ком бы ни говорил, кажется, знал лично.

«Я объясняюсь в любви к Анатолию Мироновичу, при том, что он как-то умудряется не писать книг обо мне, не слагать гимнов в мою честь, – рассказывает худрук МХТ, народный артист СССР Олег Табаков. – И вообще ведет себя очень достойно, по-человечески».

Поздравлять Анатолия Смелянского с юбилеем готовится, кажется, вся театральная Москва. Пока бывшие выпускники Школы – теперь известные актеры столичных театров – репетируют торжественный концерт, юбиляр использует редкие свободные минуты на свой лад.

«Выйти в 11-полдвенадцатого ночи, полпервого ночи – если погода позволяет – выйти пройтись по Гранатному, по Спиридоновке, по Патриаршим прудам – это единственный отдых, который я могу себе позволить», – признается Анатолий Смелянский.

Новости культуры