20.12.2011 | 10:27

Как появилась самая любимая новогодняя песенка и другие атрибуты праздника, памятные с детства?

В декабре 1903 года в московском журнале «Малютка» было опубликовано стихотворение «ілка», подписанное инициалами «А.Э». Под ними скрывалась Раиса Кудашева. Автор строк знаменитой новогодней песни «В лесу родилась елочка» долгое время не подозревала, что ее стихотворение положено на музыку, пока случайно не услышала его в поезде от маленькой девочки. Свидетельства того, как появился мотив, и кто первым напел его, хранятся в Центральном архиве-музее личных собраний. Рассказывают «Новости культуры».

«В лесу родилась елочка, в лесу она росла» - эти строки стали своеобразным новогодним гимном. Со дня их публикации прошло чуть больше века, поэтому многие полагают, что песня – народная. Однако, «елочка» родилась дважды – сначала в стихах, потом в музыке. Автор знаменитого мотива – музыкант-любитель Леонид Бекман. Стихотворение Раисы Кудашевой он увидел в журнале и решил напеть его своей маленькой дочери.

«Он взял ее на руки начал читать, и вдруг ему в голову пришла мелодия, – рассказывает сотрудник Центрального московского архива-музея личных собраний Елена Цапкова. – И он решил напеть эту песенку, причем не всю, а некоторые куплеты, которые были написаны четырехстопным ямбом, более простые, и спел эту песенку, но так как он не знал нотной грамоты, то жена сказала – очень удачная мелодия и пошла и записала ноты».

С тех пор, без песни о «маленькой елочке» не обходится ни один Новый год в нашей стране. В музее личных собраний сохраняют и другие свидетельства традиционного празднования. Среди экспонатов – личная переписка и открытки разных лет с наилучшими пожеланиями. Глядя на них, можно понять, какие поздравления были актуальны почти полвека назад. В архиве хранятся даже дореволюционные гравированные открытки с западноевропейским сюжетом.

«Качество изделий меняется, естественно, – говорит заместитель директора архива-музея личных собраний Ольга Абачиева. – То же самое связано и с печатными изданиями, календарями, покажу вам открытки наши замечательные с Рождеством и Новым годом конца XIX века и нашe советскую кремлевскую полиграфию».

Сохранились в коллекции музея и хрупкие елочные игрушки. Среди самых ранних экспонатов так называемый «Дрезденский картонаж» – фигурки, сделанные из картона и прессованной ваты, покрытые лаком.

«Это в основном конец XIX –начало XX века, – рассказывает Елена Цапкова. – Это фигурки зверей, птиц домашних животных различных, туфельки – тоже было очень модной игрушкой, куколки с фарфоровыми лицами, это довольно дорогие игрушки их могли себе позволить только состоятельные люди».

В 30-е годы среди советских елочных игрушек самыми популярными становятся фигуры пограничника с собакой, самолет, выполненный из проволоки и тонкой бумаги, а также цирковые персонажи, ставшие популярными после выхода фильма «Цирк» режиссера Григория Александрова. И конечно, главное украшение любой новогодней елки – звезда. Такой наконечник из стекляруса выпускала единственная фабрика, в Клину. Во многих семьях этот раритет до сих пор переходит из поколения в поколение.