07.12.2012 | 00:00

Открытие сезона в Ла Скала

7 декабря миланский театр Ла Скала открыл очередной сезон премьерой вагнеровского «Лоэнгрина». Вряд ли надо говорить о том, что открытие оперного сезона в Милане привлекает особое внимание меломанов: оперы, постановщики, певцы для первого спектакля в году выбираются особенно тщательно, что, однако, не гарантирует 100-процентного успеха.

Так, неоднозначное впечатление, несмотря на звездный состав, произвел прошлогодний «Дон Жуан». Выбрав для открытия сезона в этом году вагнеровскую оперу, главный дирижер Ла Скала Даниэль Баренбойм заранее создал интригу – все-таки куда привычнее видеть в этой роли оперы Верди. Видимо, привычнее, в первую очередь, самим итальянцам, потому что даже отсутствие в зале президента Италии Джорджо Наполитано рассматривалось некоторыми газетами как протест против онемечивания театра. Но, конечно, зря: сам Наполитано в письме Баренбойму извинился за свое отсутствие, связанное с избирательными активностями, а премьер-министр Марио Монти был в зале и в антракте общался с певцами.

На этом интриги не исчерпались, а наоборот, только начались. Накануне премьеры заболела исполнительница роли Эльзы Аня Хартерос (Германия). Страховавшая ее датчанка Анн Петерсен спела генеральную репетицию и… тоже слегла (говорят, виноваты пресловутые сквозняки за кулисами Ла Скала). В результате руководство театра буквально за ради бога уговорило немку Анетте Даш приехать из Берлина и в кратчайшие сроки войти в спектакль. Хронология событий, по словам осведомленных наблюдателей, была такой: вечером 6 декабря Даш позвонили с просьбой срочно приехать в Милан, а утром 7 декабря она была уже на сцене и проходила роль с дирижером и режиссером (благо с обоими Даш много работала раньше). Возможно, это не рекорд, но поступок очень смелый. Но тут уж или пан, или пропал: такие предложения поступают не каждый день и открывают совершенно новые возможности.

Переходя к самому спектаклю, хочется поблагодарить телеканал «Культура», организовавший его весьма качественную трансляцию (даже именитый французско-немецкий канал «Arte» не обошелся без технических накладок). Хотя без ложки дегтя не обошлось и у нас: ну нельзя оперу, которой более 160 лет, называть мировой премьерой, а запись спектакля, пусть и самую свежую, прямой трансляцией!

Даниэль Баренбойм собрал на сцене очень сильных исполнителей. Анетте Даш считается одной из лучших сопрано Германии и имеет впечатляющий послужной список, включающий партию Эльзы в Байройте. Первое действие далось ей нелегко: видимо, волнение все-таки сказалось, и голос звучал напряженно и неровно. Потом эта проблема практически полностью исчезла, и Даш уверенно и очень достойно провела спектакль. И все-таки на ее месте хотелось видеть тонкую, обаятельную, трогательную Аню Хартерос с ее великолепным голосом!

На роль Лоэнгрина Ла Скала пригласила немецкого супертенора Йонаса Кауфмана, и он привлек основное внимание слушателей и критики. Споры о том, так ли хорош Кауфман, как его принято считать, ведутся давно, и это отдельная тема. Кауфман, однозначно, интересный певец и глубокий музыкант, но я бы не стал называть его великим. В этот вечер он продемонстрировал прекрасное качество вокала, собранность, точность актерской игры, но оставил скорее равнодушным.

Замечательное впечатление произвела пара злодеев – Тельрамунда и Ортруды. Томас Томассон в роли Тельрамунда периодически сталкивался с вокальными трудностями, которые не помешали ему создать убедительный образ. Эвелин Херлициус (Ортруда) с трудностями не сталкивалась и играла уверенно, убедительно, сильно. Ее роль, несмотря на обилие более именитых партнеров, вышла, на мой взгляд, самой удачной и цельной. Ортруда в этой постановке и в этом исполнении вызывает не только большой интерес, но и симпатию. Несмотря на то, что по сюжету это средоточие зла, она привлекает своей цельностью и силой.

Постановщик спектакля Клаус Гут переносит действие во вторую половину XIX века, что, в первую очередь, отражается в костюмах. Декорацией для постановки служит многоярусная конструкция с лоджиями, а в последнем действии к ней добавляется самое настоящее озеро. О нем и о режиссерском решении третьего действия хочется рассказать немного подробнее. Одним из самых интересных моментов спектакля стала сцена, в которой новобрачные Лоэнгрин и Эльза (помните знаменитый свадебный марш?) убегают с пышного празднества на берег озера. Они счастливы, как дети, болтают ногами в воде и всячески наслаждаются друг другом и природой. Очень органичная и красивая находка, показывающая, насколько хрупко и быстротечно счастье (Тельрамунд и Ортруда не спят и плетут интриги!).

Высококлассная дирижерская работа Даниэля Баренбойма и слаженная, яркая и точная игра оркестра достойны отдельных похвал. Премьера удалась, и очень приятно, что Ла Скала, несмотря на большие финансовые трудности, остается Ла Скала!

Михаил Мурашов
http://www.euromag.ru/euroblogs/184/27827.html