11.12.2012 | 09:38

В Москве открылся концертный цикл, посвящённый юбилею Родиона Щедрина

Концерт в Большом зале столичной консерватории ознаменовал накануне начало празднования 80-летия Родиона Щедрина. Он автор хоровых, камерных, фортепианных, симфонических сочинений, музыки к фильмам, он же автор либретто ко многим своим творениям. Вот факт, который говорит о многом – уже на четвёртом курсе консерватории Родиона Щедрина приняли в Союз композиторов СССР. Одним из самых популярных его произведений бесспорно является «Кармен-сюита». Маэстро написал её за двадцать дней, чтобы его супруга Майя Плисецкая смогла воплотить образ Кармен в хореографии кубинского балетмейстера Альберто Алонсо. Эта музыка тоже прозвучала, в исполнении камерного оркестра «Московия» под управлением Эдуарда Грача. Рассказывают «Новости культуры».

Лучший подарок музыканту – концерт в его честь. Так решил скрипач, альтист, преподаватель, дирижер и руководитель оркестра «Московия» Эдуард Грач и посвятил свое выступление Родиону Щедрину. Практически одногодки, они учились в одно время и параллельно шли по творческому пути. Для репертуара камерной «Московии» подходит лишь одно, но, пожалуй, самое известное произведение композитора – «Кармен-сюита».

«Хоть я это дирижирую уже энный раз – и в Москве, и на моем юбилее звучала “Кармен-сюита”, и каждый раз, естественно, по-новому, потому что это великая музыка и сделанная Родионом Щедриным просто потрясающе», – говорит Эдуард Грач.

Чтобы сыграть «Кармен-сюиту», «Московия» пригласила ансамбль ударных инструментов. Струнные и ударные, тепло одних и ритм других. Находка, сделанная Щедриным и секрет испанского очарования.

Неповторимую «Кармен» маэстро предусмотрительно отделяет антрактом от других произведений программы. Чтобы подготовить слушателей, выстраивает нарастающую динамику. В начале сюита Грига и только струнный оркестр, потом двойной концерт Мендельсона с оркестром и солистами и наконец, «Кармен» с приглашенными ударными. Испанка со всех сторон окружена романтической классикой.

«Можно вспомнить, что Мендельсону было 14 лет, когда он написал этот двойной концерт, и это – почти моцартовская прозрачность и легкость, – отмечает концертмейстер камерного оркестра «Московия» Айлен Притчин. – А что касается Грига, написанная в старинном стиле, тоже предполагает прозрачность партитуры».

Романтическое и легкое начало, страстный и динамичный конец. Эдуарду Грачу в очередной раз удалось создать блестящую программу, в которой скрипичный репертуар играет самыми яркими красками.

Новости культуры