10.12.2012 | 19:41

Санкт-Петербургская студия документальных фильмов отмечает юбилей в тишине

Санкт-Петербургская студия документальных фильмов в этом году отмечает 80-летие. В ее архиве более 50 тысяч единиц хранения. Именно здесь были созданы "Взгляните на лицо" Павла Когана, "Советская элегия" Александра Сокурова и "Наша мама - герой" Николая Обуховича, признанные образцами документального кинематографа. Об истории и перспективах студии – в репортаже "Новостей культуры".

80 лет – дата, скорее, условная. В 1932 году в Ленинграде появилась студия, которую тогда назвали "Ленкинохроника". Но первые фильмы были сняты еще в 1918 году, к годовщине Октябрьской революции.

Более тысячи фильмов. Документалисты создавали историю страны, историю Ленинграда в формате 35 миллиметров. Без звука и идеологических комментариев, эти пленки – как документ, самый правдивый. В Блокаду, когда просто выжить уже было подвигом, документалисты продолжали работать. 

Носить камеры не было сил – возили на санках. Эти пленки потом стали наглядным обвинением фашизму – их показывали на Нюрнбергском процессе.

Знаменитый директорский просмотровый зал и сам бывший директор. Владилен Кузин руководил студией четверть века – до середины 1990-х. Обстановка была нервная. 

Самый страшный приговор – если худсовет после просмотра новой ленты молчал. Только здесь можно было увидеть уникальные "полочные" фильмы Сокурова, Обуховича – то есть фильмы, запрещенные Госкино. 

Нельзя было показывать в Советском Союзе, как ивановская ткачиха – герой Соцтруда –  плачет по вечерам от усталости, а муж и сын научились жить без нее – передовика и общественного работника. 

"Меня все время лишали квартальной премии. Это два оклада. Но что же, приходилось жертвовать. Режиссеры и операторы за "полочный" фильм не получали своих постановочных, поэтому мы шли на такой риск во имя творчества, во имя творчества", – вспоминает директор Ленинградской студии документальных фильмов Владилен Кузин.

Стремительный взлет в эпоху перестройки. Как и везде, на студии царила свобода, гласность, приток творческих сил. Казалось, документалистику ждет невероятное будущее. Но оказалось, это был не взлет, а скорее агония.

Пустые, гулкие коридоры. Еще 20 лет назад такое было невозможно себе даже представить. В каждом кабинете, в каждом холле здесь кипела жизнь. 400 работников творческих и технических специальностей. Сегодня просто тишина и какая-то атмосфера ожидания. Никто не хочет верить, что эпоха неигрового кино ушла навсегда. 

В рабочем состоянии только одна монтажная аппаратная. Сергей Ландо верен пленке и последний свой фильм клеил по старинке. Здесь вручную вместо сотен лент и киножурналов в год снимается в лучшем случае десяток, и то это студенческие работы.

"Студия держится на энтузиазме, на желании молодых режиссеров производить. Собственно, только на этом наверное", – говорит генеральный директор Санкт-Петербургской студии документальных фильмов Алексей Тельнов.

Кинотеатры документалистику не берут: не окупается. Телеканалы предлагают за фильмы цену иногда в сто раз ниже самой стоимости съемок. Но в общем хоре уныния звучат и оптимистические голоса. 

"Есть шанс только один сейчас. Называется, собрать мозги вместе, как это было здесь когда-то, когда было много людей. Сейчас такой момент, когда человек в одиночестве может, конечно, сделать кино, но вернуться на экран можно, если объединить таланты", – полагает кинорежиссер-документалист Виктор Косаковский. 

На праздновании поднимали тосты: "Пусть этот юбилей не будет последним". В Европе уже поняли, поймут и в России, что такие фабрики документальной летописи необходимы. 

Новости культуры