10.12.2012 | 10:32

Завершился фестиваль актуальной музыки "Другое пространство"

Концертный зал Чайковского изменился до неузнаваемости – с музыкальной точки зрения. Он обрёл «Другое пространство» – на фестивале с таким интригующим названием звучала исключительно актуальная музыка конца ХХ – начала ХХI века. И хотя отдельные произведения уже переросли понятие «авангард», они по-прежнему на острие современности. А актуальности звучанию придает блистательное исполнение. Рассказывают «Новости культуры».

В другое пространство Госоркестр имени Светланова вступил еще осенью под руководством своего худрука Владимира Юровского, исполнив 20-минутную симфонию Валентина Сильвестрова «Эсхатофони»и. На этот раз два часа пусть и не остросовременной, но актуальной музыки. С питерским дирижером Федором Леднёвым, который отдает ей все свое творческое рвение.

В программе – Лигети, Ксенакис, Такемицу, Борис Чайковский, Кейдж.

«На месте этих композиторов могли оказаться на самом деле другие, – признается Федор Леднёв. – Нет никакого специальной истории или подбора. По-настоящему не случайный композитор – Кейдж, потому что у него 100 лет со дня рождения».

Сочинение Кейджа «74» требует от дирижера некоторого самоотречения, по замыслу автора сочинение исполняется без дирижера и даже не имеет партитуры. Только оркестровые партии.

«Просто хорошее сочинение последнего года жизни, – считает дирижер. – И оно дает шанс оркестрантам выразить себя по-настоящему. Здесь нет дирижерского диктата, все свободны в выборе того, как начать, как сыграть, что сделать со звуком».

Вместо дирижера на сцене хронометр, музыканты начинают и заканчивают свои соло строго по времени. Произведение, конечно, отрепетировано, и все же рождается прямо в момент исполнения.

Музыка Бориса Чайковского включена, по признанию дирижера, для того, чтобы дать возможность слуху и музыкантов и зрителей отдохнуть на привычных звучаниях.

Несмотря на актуальность звучания и исполнения, фестиваль остаётся элитарным. У него своя – заинтересованная аудитория. Но пока публики не намного больше, чем музыкантов на сцене.

«Эти фестивали должны способствовать тому, чтобы эта музыка была актуальна для всех, – говорит Федор Леднёв. – И для музыкантов, и для слушателей».

А сверхзадача соединить Другое пространство и привычное академическое в единое целое. Цель не такая уж утопичная. Главное – не отступаться.

Новости культуры