07.12.2012 | 11:54

"Горе от ума" по-французски на сцене РАМТа

В Российском академическом молодёжном театре создан спектакль по роману молодого француза Мартена Пажа «Как я стал идиотом». Это история о жизни молодых интеллектуалов, которые не могут вписаться в «правильную жизнь». Сам Паж во время учёбы в университете находился в постоянном поиске – он изучал право, психологию, лингвистику, философию, потом написал «в стол» семь романов. Говорит, что развил в себе особый навык – умение, не дрогнув, выслушать, что его очередная книга никуда не годится. Но первый же напечатанный роман – «Как я стал идиотом» имел у публики успех. Рассказывают «Новости культуры».

Антуан – молод, холост, беден. У него блестящее образование, но он не востребован. После месяцев раздумий 25-летний француз приходит к выводу, что причина его неудач - «дефект многодумия». Он решает, что лучший выход – стать идиотом. Так начинается это драматичное, не лишенное комизма «путешествие в глупость».

«Очень трудно в этом мире выжить, оставаясь самим собой, но надо, – говорит режиссёр-постановщик Владимир Богатырёв. – Лучше, всё-таки, не уходить в эту глупость, не погружаться в систему “как все”, а мужественно выстаивать и защищать какие-то свои желания и интересы. Хотя это очень трудно».

Антуан пытался бороться с интеллектом при помощи алкоголя, пытался забыться в тренажёрном зале и даже просил врача сделать ему «частичную лоботомию»…Чтобы понять, что же это такое – горе от ума по-французски, актёр Александр Девятьяров прочёл множество философских книг.

«Есть та крайность, и нужно найти, наверное, какую-то золотую середину, – считает Александр Девятьяров. – Вот это, наверное, самое сложное было для меня».

У других актеров в спектакле сразу по несколько ролей. Друзья Антуана, посетители бара, «ходячая реклама»… Образы, в основном, придумывали сами.

«Рождение спектакля – это вообще самое потрясающее, когда вдруг в театре начинает что-то связываться одно с другим, – говорит художественный руководитель РАМТа Алексей Бородин. – И вот сейчас этот процесс идёт, мне кажется, что это такой процесс важный, который требует нашего очень большого внимания, тем более, когда связано с таким интересным материалом».

С первых минут спектакля возникает ощущение, что на сцене разыгрывается практическое пособие на тему «Как стать идиотом». Но по ходу действия становится ясно – на сцене дают урок – как на этом тернистом пути найти самого себя.

Новости культуры