07.12.2012 | 11:37

В Третьяковской галерее представлены работы Петра Нилуса

Третьяковская галерея продолжает заполнять «Золотую карту России». В рамках этого проекта столица знакомится с собраниями региональных музеев. 37-я по счету выставка, открывшаяся в Инженерном корпусе – представляет работы живописца Петра Нилуса из собрания Воронежского художественного музея. Рассказывают «Новости культуры».

Имя Петра Нилуса до революции было хорошо известно в России. Однако в 19-м году художник, выступивший на стороне белых, был вынужден эмигрировать на Запад и на родине о нем забыли. После многолетних скитаний по Европе Нилус обосновался во Франции. А 17 лет назад его наследники решили подарить воронежскому художественному музею 73 картины Нилуса. До этого они хранились в Париже в квартире, где жил художник.

«В самом деле, Петр Александрович не имел отношения к Воронежу никакого, – рассказывает директор Воронежского областного художественного музея имени Крамского Владимир Добромиров. – В Воронеж картины передала падчерица художника Валентина Голубовская и передала в память о дружбе Нилуса и Ивана Алексеевича Бунина, уроженца Воронежа».

Так неожиданно для самого себя областной музей оказался обладателем уникальной коллекции живописи художника, которого Илья Репин считал одним из своих лучших учеников. На выставке представлены парижские картины Нилуса, в основном это работы 30-х годов. Более ранние, 20-х, посвящены ушедшей эпохе. Картины, изображающие быт дореволюционной России, были по душе и французам, которые с удовольствием их покупали. Однако самого Нилуса в живописи всегда интересовал не сюжет, а совсем другое – цвет и свет.

«Нам кажется, что очень интересно показывать разных художников в наших залах, – отмечает генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Ирина Лебедева. – Это обогащает наше представление о тех процессах, которые проходили в прошлом веке не только в России, но и в Париже».

Петр Нилус в эмиграции смог сохранить свое собственное лицо. Его картины вряд ли можно перепутать. Здесь совершенно другой Париж, не такой, к какому мы привыкли на картинах Коровина или французских импрессионистов. В конце концов, он заслужил то, что сами французы прозвали его русским Сезанном.

Новости культуры