07.12.2012 | 09:51

Саратовский художественный музей представляет в Москве выставку графики Алексея Боголюбова

Музей современной истории России представляет творчество художника Алексея Боголюбова, его акварели и рисунки. Внук Радищева, выпускник Морского кадетского корпуса, он закончил с золотой медалью Академию художеств. Себя он называл «моряк-художник». В 1885 году благодаря Боголюбову появился первый в России провинциальный художественный общедоступный музей – Саратовский, имени Радищева. Именно здесь хранилась коллекция работ Алексея Боголюбова, которые нуждались в реставрации. За восстановление взялись специалисты Центра имени Грабаря, которые поначалу не подозревали, что сделают открытия. Рассказывают «Новости культуры».

35 графических листов Алексея Боголюбова всегда хранились вместе, единой коллекцией, так пожелал сам мастер. Но время по-разному отразилось на их состоянии. Поэтому, реставраторам потребовалось два года, чтобы залечить раны и подарить работам новую жизнь.

Рисунки Боголюбова легкие и воздушные. Тонкие переливы морской глади, еле заметный туман над водой, где-то в дали Венецианские гондолы… Страсть к морю не случайна, Алексей Боголюбов был морским офицером. Именно он по заказу императора Александра Второго создал Историю флота Петра Великого в картинах. Но море – не единственное его увлечение.

«Было бы несправедливо называть Боголюбова художником-маринистом, сводить весь спектр его творческой деятельности исключительно к изображению водных баталий, – рассказывает куратор выставки Елена Якубова. – Художник, очень много путешествовал, и здесь представлены виды российских городов, своеобразные путевые заметки».

Еще несколько лет назад – до реставрации – эти акварели и рисунки выглядели совсем иначе. Сильнейшие повреждения работы получили в начале ХХ века при монтаже одной из выставок, последствия казались непоправимыми.

«Многие из этих листов были монтированы на подложке паспарту из темно-красного картона. Но монтировочный клей при взаимодействии с пигментами проявился вот таким образом», – показывает Елена Якубова.

Больше всего пострадала оборотная сторона нескольких графических листов. Но именно здесь реставраторов и ждало открытие - обнаружились карандашные наброски мастера. Их также удалось спасти.

«Необходимо было максимально деликатно удалить наклейки с оборота, нейтрализовать действия щелочного клея, – поясняет художник-реставратор Ольга Темерина. – Расправить лист, вернуть первоначальный вид, заполнить утраты красочного слоя».


На обороте акварели «Карнавал в Ментоне» отчетливо видно, как Алексей Боголюбов карандашом набросал несколько человеческих фигур. А на обратной стороне рисунка «Константинополь» - горный пейзаж.

«В данном произведении была сложность, что произведение двустороннее, нужно не просто краску удалить, но и сохранить рисунок, – отмечает художник-реставратор Ирина Белякова. – Были следы неправильной реставрации, удалить их сложнее, чем следы времени».

Нынешняя реставрация прошла с соблюдением всех норм. Специалисты надеются, что хрупкие графические листы теперь будут экспонироваться правильно и проживут еще как минимум сотню лет.

Новости культуры