06.12.2012 | 19:38

Споры вокруг реконструкции "Геликон-оперы" не утихают

Настоящее и будущее архитектурных памятников – одна из самых острых тем, которые обсуждались на Международном урбанистическом форуме в Москве. Как сделать исторические здания экономически привлекательными для инвесторов и функциональными для самого мегаполиса? Как избежать серьезных потерь при реставрации? Наиболее наглядный пример сегодня – затянувшаяся реконструкция "Геликон-оперы" – театра, который занимает знаменитую столичную усадьбу Глебовых-Стрешневых-Шаховских. Рассказывают "Новости культуры".

На урбанистическом форуме сделали еще одну попытку посмотреть на исторический центр Москвы под другим – экономическим – углом. 

"На каких-то площадках нужно создавать инвест-привлекательность, чтобы опять же экономика города жила. Город – это живой организм, он не должен мумифицироваться", – подчеркивает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. 

Пока власти гадают, как научиться привлекать инвестиции в реставрационные проекты, особенно печальной выглядит история здания "Геликон-оперы", о которой не забывали спросить журналисты. На очередном заседании Комиссии по градостроительству в историческом центре ее глава Марат Хуснуллин назвал ошибкой проект реконструкции театра. Работы, между прочим, затянулись на 6 лет и фактически уничтожили прежний облик усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских.

"Была ошибка, с точки зрения использования бюджетных денег. В этом месте, в этом сжатом пространстве строить такой театр было не нужно. Еще раз подтверждаю. В то же время подтверждаю, такие театры как "Геликон-опера", нужны городу. То есть надо было построить новое здание в другом месте. Не в этом месте, а в другом. Потому что в историческую среду войти с таким крупным проектом – это было сложное решение, сложное и очень дорогостоящее", – говорит заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

Ошибка уже потянула ни много, ни мало на миллиард бюджетных рублей. Поэтому об изменении проекта речь не идет. По плану в небольшом дворе должна быть построена большая сцена. Реконструкция началась в 2007. Спустя 3 года ее остановили из-за протестов "Архнадзора". Защитники старой Москвы выступали против сноса исторических флигелей в театральном дворе и с самого начала предлагали альтернативную площадку под строительство. 

"Такой площадкой до сих пор остается яма на углу Воздвиженки и Никитского бульвара, перед Домом журналистов. Мы все эти годы предлагали перенести туда большую сцену "Геликон-оперы", которая располагалась бы тогда в 500 метрах от малой – то есть от самого усадебного дома, на другом конце Калашного переулка, у которого есть движение в ту сторону, с обратным движением по Никитскому бульвару", – поясняет координатор общественного движения "Архнадзор" Рустам Рахматуллин. 

Однако и площадка на Никитском бульваре находится в списке спорных вопросов, по которым столичные власти не нашли компромисс с градозащитниками и инвесторами. А "Геликон-опера" останется на прежнем месте. Правда, сроки реконструкции незаметно сместились, и теперь ее обещают закончить к концу будущего года. 

Читайте также:
Второй международный урбанистический форум открыт в столице

Новости культуры