22.12.2011 | 15:47

Татьяна Маврина - главная детская волшебница СССР

«Самая русская из всех художников» – так называют Татьяну Маврину. Ее неповторимый стиль легко узнаваем. Для Мавриной заниматься живописью было так же естественно и необходимо, как дышать. Именно в русских сказках Татьяна Алексеевна сумела найти близкую ей стихию народной жизни. В этих работах наиболее ярко раскрылось ее удивительное, особенное «цветное видение» мира. Художница оставила огромное творческое наследие, но только сейчас зрители смогут познакомиться с ним в полной мере. В Москве, в филиале Музея Пушкина, открылась юбилейная выставка Татьяны Мавриной. Часть полотен и рисунков представлена впервые. Рассказывают «Новости культуры».

Эти картины художник Татьяна Маврина создавала в 1970-х, когда у руля стоял Брежнев, в СССР строили БАМ, «Союз» уже летел навстречу «Апполону», а за «Жигулями» выстраивались очереди на несколько лет вперед. В 1970-е Татьяне Мавриной самой исполнилось 70, ее уже давно не интересовали успехи соцсоревнования. Известная всей стране как иллюстратор детских книжек и соавтор не менее известных мультфильмов, она не игнорировала вызовы времени, но отвечала на них проверенной годами классикой: кащеями бессмертными, царями Додонами, лешими и василисами премудрыми.

«Она, я бы сказала, уходит в сказку, в иллюстрацию. Это, наверное, вынуждено, потому что, когда их в 1933 году обвинили в формализме и группу "13" разогнали одну из первых, и этого упрека испугалась не только она, то, я думаю, уход в сказку был вынужденным», – говорит куратор выставки Алла Руднева.

Татьяна Маврина – ровесница века, родилась в 1900 и дожила до 94-х лет. Но, глядя на ее картины, кажется, что жила она не в Советском Союзе и не видела двух революций, Гражданской и Отечественной войн. Выпускница ВХУТЕМАСа, ученица самого Фалька, она как-то сразу для себя решила: единственное честное занятие для художника в Советском Союзе – это иллюстрирование сказок. И с официальным искусством никаких проблем, и в смысле правдивого отражения окружающей действительности, по сути, верно.

«Она всегда светло творила, и это, наверное, один из прекрасных примеров того, как светлый человек мог свое творчество превращать в свет, который до сих пор сегодня мы получаем от ее работ», – заверяет директор Государственного музея А.С. Пушкина Евгений Богатырев.

Если церковь – то дивная, если ручей – то каменный. Она и говорила на каком-то особом языке, играя словами, словно самоцветами. Не имея никаких точек пересечения с официальным советским искусством, она стала главной детской волшебницей СССР и в этом качестве удостоилась премии имени Ганса Христиана Андерсена. Единственная из советских художников.