06.12.2012 | 13:13

Владимир Наумов: "Мой мир – это мир кино"

Владимиру Наумову сегодня – 85. Поздравления с юбилеем кинорежиссеру направил президент России Владимир Путин. Большинство своих фильмов Наумов он снял вместе с Александром Аловым. Творческий дуэт режиссеров на площадке и друзей в жизни можно считать удачным. Хотя их фильмы то были под запретом и получали нелестные отзывы критиков, то становились рекордсменами проката и удостаивались международных наград. Знаменитый тандем просуществовал больше тридцати лет. И почти столько же Владимир Наумов работает без Алова, снимает фильм за фильмом и всегда говорит: «Мой мир – это мир кино». Рассказывают «Новости культуры».

Он сразу же спрашивает, зашторить ли окна, какой нужен свет? Интервью с собой в главной роли режиссирует сам. Его кабинет на «Мосфильме», словно место действия целого фильма. Помнит столько и стольких. Снимки с Феллини и Тонино Гуэррой, стол, за которым сидели Хуциев и Швейцер, выступ, где висела шифровка – целая схема как увернуться от цензуры.

«Вот тут висела – это "метод ящерицы". Специально снимается эпизод такой, и мы знаем, что начальство выбросит его, набросится на него, но мы долго сопротивляемся», – поясняет режиссер.

Мы – это он и Александр Алов. Бунтари, поднимавшие бури. Критика вздрогнула сразу же после «Павла Корчагина» – а так ли закалялась сталь? Почему в фильме – знамени комсомола – герой упирается в стену, словно авторы видят тупик на пути к коммунизму?

За одну из самых ярких сцен в картине «Мир входящему» с ними и вовсе кто-то предлагал сделать то же самое в жизни. Когда взялись за Достоевского, чиновники, кажется, выдохнули – хоть и скверный, но анекдот. Но потом вздрогнули снова – анекдот и правда, выходил скверным. 

«Достоевский – это самая страшная картина. Она снята против власти как таковой. Не важно, какая власть, и каждый следующий приходивший генсек запрещал эту картину», – вспоминает Наумов.

Фильм «Скверный анекдот» запретили на 20 лет, а они почти сразу же пошли на еще один риск – впервые на советском экране взялись ставить Булгакова. Легендарный «Бег» – пять тысяч массовки. Консультант – сама Елена Булгакова – лично внесла в фильм одну из сцен.

Фильм назвали белогвардейским, Чарноту-Ульянова – положительным, со всей Москвы сняли афиши, отменили премьеру. Но фильм тогда все-таки вышел. Наумов позже признается – когда не работали ни «ящерицы», ни «удавы», вдруг появился «метод домино». В самолете за несколько партий он выиграл «Бег» у тех, про кого говорит – «портреты на демонстрациях». 

«Это надо было, чтобы мы пересеклись так случайно. Поэтому я всегда говорил, что "Бег" мы выиграли в "козла"», – признается режиссер.

Снятый по самому «Бегу», роману «Белая гвардия», полный цитат из «Мастера и Маргариты» – там, где снег сливается с небом, справа налево три всадника. Здесь же впервые появляется один из любимых сюжетов – сон о слепых. К нему он потом вернется еще несколько раз – в «Часах без стрелок», в «Легенде о Тиле». Первый раз здесь появится та, которую Владимир Наумов снимать уже будет всегда. 

«Человек, который всю жизнь рядом. Совершенно удивительный, талантливый человек, который пишет сценарии, снимает кино, пишет совершенно гениальные картины... Это особая жизнь, которая тебя все время делает богаче», – заверяет народная артистка РСФСР Наталья Белохвостикова.

Она уверяет: у них кино 24 часа в сутки, почти 40 лет. Уже давно знает – днем он снимает, рисует почти каждую ночь. Тысячи рисунков сделаны только для «Легенды о Тиле». Про кадры самого фильма потом скажут: они словно с картин Питера Брейгеля. Художник в нем наготове всегда. Даже когда снимал «Тегеран-43», когда казалось, все и так сделает блестящий актерский состав. 

«Я помню, с большим волнением относился к тому, что нужно будет проявлять материал. Я помню, когда я шел по коридору "Мосфильма", навстречу шел Наумов сосредоточенный. Я подхожу, говорю: "Ну как?". Он: "Ужасно, ужасно, ужасно". Кричит: "Перекрашено все не в тот цвет, все это видеть нельзя!"», – вспоминает народный артист России Игорь Костолевский.

В конце интервью он все-таки засомневается, что не успел все рассказать. Сотни историй о тех, с кем жил в одном доме, с кем работал в одном кабинете. Но быть режиссером на такой малой площадке ему очень скоро становится скучно – Владимир Наумов в мыслях уже на площадке большой, съемочной. Работает над пушкинской «Сказкой о царе Салтане». 

Смотрите сегодня, в 20.40, на нашем канале документальную ленту «Владимир Наумов. Монологи кинорежиссера», а в 23.50 не пропустите – последнюю часть художественного фильма «Легенда о Тиле».

Новости культуры