05.12.2012 | 14:08

Диана Вишнева станцует "Болеро" Мориса Равеля в редакции Мориса Бежара

Российская балерина, прима Мариинского театра Диана Вишнева станцует знаменитое "Болеро" Мориса Равеля в постановке Мориса Бежара на сцене Оперного театра Лозанны 17 февраля 2013 года. Вишнева уже приступила к репетициям с труппой Бежара.

"Гениальная музыка Равеля и хореографические решения Бежара в этом балете превратили "Болеро" в шедевр. Для исполнителя, пожалуй, главная сложность в том, что тело как бы разделено на две части: беспрерывный ритм в течение 16-18 минут ты должен держать ногами, а корпус тела и руки - это мелодия. Но это абсолютно завораживает зрителя", - рассказала Вишнёва по телефону из Турина, где в настоящий момент проходят репетиции.

"Лучшие танцовщики мира хотят танцевать этот балет, а театры - иметь "Болеро" в репертуаре. Если говорить о русских танцовщиках, то после единственной исполнительницы этого балета Майи Михайловны Плисецкой почти 40 лет назад никто не получил права это станцевать. Для балетного артиста - это уникальный эксклюзив", - добавила собеседница Вишнева.

При жизни Морис Бежар лично давал разрешение на исполнение его версии "Болеро" танцовщикам, которые отвечали его критериям хореографического стиля. Он начал разучивать "Болеро" с Майей Плисецкой в 1975 году, позже оно было заснято на пленку. Среди других исполнителей балета - Душка Сифниос, Хорхе Донн, Марсия Хайди, Сильви Гиллем. Уникальность "Болеро" еще и в том, что это один из немногих балетов, у которого существуют и женская, и мужская версии.

"Если говорить о сегодняшней ситуации в мире, то сейчас в труппе Бежара "Болеро" танцуют всего два исполнителя. В "Гранд-Опера" танцует три артиста, директор труппы "Гранд-Опера" Брижит Лефевр получила права на "Болеро" еще при жизни Бежара. Больше ни одна компания не получила прав, за исключением японской труппы Токио Балет, у которой были действительно многолетние отношения с Бежаром, и там чаще всего можно увидеть "Болеро" в исполнении Сильви Гиллем. Каждый исполнитель привносит свое в интерпретацию "Болеро", поэтому он заведомо должен обладать сильной индивидуальностью", - пояснила балерина.

По словам Вишнёвой, ее путь к этой роли был долгим. "Конечно, мне всегда хотелось танцевать "Болеро", но я также знала, как трудно получить это право, и не осмеливалась спрашивать. Но теперь это случилось и я, наконец, приступила к работе, - говорит она. - Наверное, сыграло свою роль и то, что я в свое время работала с Бежаром, и то, что в течение всей моей карьеры меня знал Жиль Роман (преемник Бежара, после смерти мастера возглавивший труппу). Это было его решение - сделать "Болеро" со мной".

Для Дианы Вишнёвой это не первая встреча с работами выдающегося хореографа. С самим Бежаром она работала, когда танцевала в спектакле "Кольцо вокруг кольца" на сцене театра Staatsoper в Берлине. Эту роль балерина считает одной из самых значимых в своей карьере.

"Конечно, это незабываемое время - работа с великим хореографом Бежаром. "Кольцо" - одна из ключевых и любимых работ в моей карьере. Масштаб этого спектакля неописуем: лучшие партии и арии четырех огромных опер Вагнера были собраны в четырехчасовой балет", - рассказала балерина.

Самым трудным, по ее словам, было то, что в этой работе нужно "танцевать на голос".

"Впервые я столкнулась с тем, что нужно было танцевать на арии, танцевать в одном балете и на пуантах и босиком. Помимо этого, ты должен чувствовать голос и танцевать с ним. Голос и движение в этом балете Бежара выражают историю, характер и силу героя. В "Кольце" мне довелось станцевать две роли: Фрики и Брунгильды", - вспоминает артистка.

Еще один балет "Бахти" в версии Бежара Вишнёва танцевала на сцене Мариинского театра.

"Фрагмент "Бахти" со мной выучили танцовщики, получившие разрешение от Бежара, когда он приезжал в Петербург. При этом у меня самой тогда даже не было формального разрешения танцевать это. Но мне всегда очень хотелось прикоснуться к творчеству Бежара, а в то время не было другой такой возможности. Теперь, я надеюсь, смогу станцевать этот балет полностью и поработать непосредственно с мастерами труппы балета Бежара", - говорит она.

РИА "Новости"