05.12.2012 | 12:37

Главные составляющие женского образа по версии Айдан Салаховой

Конфликт зачарованности женским телом и страха перед ним. Это главная тема персональной выставки Айдан Салаховой, которая открылась в Московском музее современного искусства. Большинство работ выставляются впервые. С удивительным изяществом Салахова выстраивает узкий мост между искусством востока и запада, традицией и современностью, и это немного похоже на путешествие по лезвию дамасского клинка. Рассказывают «Новости культуры».

Образ ткани в серии работ Айдан Салаховой носит символический характер – этой экспозицией художник приоткрывает завесу над проблемами женщин во всем мире. Черно-белая, аскетичная, эта выставка – размышления восточной женщины о своих правах, желаниях, о своем месте в мире, где правят мужчины. Тема для Салаховой далеко не новая. Она всего лишь перевела ее в иную, скульптурную, форму.

«Всегда хотелось работать в 3D формате, хотелось потрогать свои идеи руками, – рассказывает Айдан Салахова. – Плоскости холста уже было недостаточно, и когда я посетила мраморные мастерские, решила, что надо перевести все, что я рисую, в совершенно другой формат».

Выставка делится на три части – «Объекты», «Руки» и «Тело». «Объекты» – это женские грезы, фрейдистское царство символов. «Руки» – по мнению Салаховой, у женщины в парандже – метафора ее нежности, проницательности, выразительности. В разделе «Тело» – ключевые объекты – три фигуры из каррарского мрамора. Женщина, которой не видно – это диктат патриархата или же наоборот – сознательная аскеза, в эпоху культа идеальных пропорций и неприкрытого женского тела.

«Паранджа для меня имеет двойственный смысл, – признается Айдан Салахова. – С одной стороны, нам кажется, что это такое угнетение прав женщин. С другой стороны, когда вы надеваете паранджу, вы внутренне чувствуете себя более свободной, и поэтому я предлагаю женщине закрыться от внешних социальных установок и немного освободиться».

Куратор этой выставки – Берал Мадра из Турции. На венецианской биеннале она не раз отвечала за искусство азиатских стран. Представляла там и работы Айдан Салаховой – с ней познакомилась в 90-х, когда была в России. Восхитилась смелостью художника и галериста. Кстати, на прошлогодней Венецианской биеннале некоторые работы Салаховой в экспозицию павильона Азербайджана не допустили – теперь их можно увидеть на персональной выставке художника в Москве. Кстати, в Турции такие работы цензуру бы прошли, признается куратор.

«В нашей стране отношение к современному искусству за последние 20 лет сильно поменялось, – рассказывает Берал Мадра. – В каждом городе есть музей, где выставляются только работы актуальных художников. Среди них много женщин, которые поднимают проблемы феминизма. И порой они делают это довольно смело».

Эту выставку тоже можно назвать очень смелой. При этом позиция самой Салаховой в «женском вопросе» кажется все же нейтральной – она одновременно выступает за свободу и пересмотр ортодоксальных установок, и категорически против пошлости и вульгарности. И пусть ее Восток немного по Фрейду, но в целом выставка – достойный ответ всем радикальным феминистским движениям. Айдан Салахова говорит почти о том же, но делает это стильно, красиво, по- восточному тонко и мудро.

Новости культуры