23.12.2011 | 15:49

Лев Цуцульковский: "Невозможно жить без дела"

«Ожидание счастья» – так называется один из фильмов режиссера Льва Цуцульковского. Меж тем, сам Лев Израилевич вряд испытывал подобное состояние, поскольку его жизнь сложилась на удивление счастливо. В 85 лет он, заслуживший титул основоположника художественного телевидения в нашей стране, автор десятков игровых и документальных фильмов, по-прежнему востребован в своей профессии. К возрасту он относится философски. К тому же из-за путаницы в документах день рождения он отмечает дважды в год. Рассказывают «Новости культуры».

Путаница в датах для юбиляра случилась давно – с тех пор, как в 1942 году, во время эвакуации в Свердловске, 14-летнему токарю Льву Цуцульковскому отказались выдать рабочую карточку. По правилам нужно было ждать, когда исполнится 15. Помогли члены заводской медкомиссии.

«"Когда вы родились?" – "Родился 23 декабря 1926 года". – "Так вы же могли бы родиться и 23 января 1926 года". Я говорю: "Да, мог". – "Так мы вам так и напишем". Я получил этот документ, и мне дали рабочую карточку. И надо вам сказать, что, если бы не это, было бы значительно сложнее», – вспоминает мастер.

После войны, Цуцульковский окончил режиссерский факультет Ленинградского театрального института. Николай Акимов позвал его к себе в Театр Комедии – сначала ассистентом, потом режиссером. Позже Цуцульковский сделает два фильма об Акимове – худруке и учителе. Его документальные ленты часто шли вразрез с соцзаказом – о Цветаевой и Зощенко, Бунине и Куприне, Паустовском и Берггольц. В его телевизионных спектаклях и фильмах был занят цвет актерского цеха: Юрский, Луспекаев, Копелян, Ефремов, Яковлев, Ливанов, Немоляева.

Кроме театральных подмостков и съемочных площадок, хорошо поставленный голос Цуцульковского можно было услышать в телестудиях. Молодой режиссер молодого телевидения, Цуцульковский с конца 1950-х был мастером живого, как сейчас говорят, прямого эфира. Его телеспектакли, как и все программы в то время, выходили в прямом эфире. Часто игрались всего один раз. В магию такого искусства Цуцульковский верит до сих пор.

«Когда живой артист играет, у него на подкорке, что его видят, что в этот момент он воздействует на людей. Он в этот момент совершенно в другом состоянии. Это никем не доказано, но я в этом уверен», – заверяет Цуцульковский. 

Последние 12 лет рабочий маршрут Цуцульковского проходит между квартирой на канале Грибоедова, Эрмитажем и Петербургской телестудией. 220 программ «Мой Эрмитаж» с Михаилом Пиотровским – хиты эфира телеканала «Культура». За это время Лев Израилевич и сам уже стал профессионалом в искусстве. Как-то он спросил у директора Эрмитажа: «Считаете ли вы возможным дать мне второй диплом о высшем образовании через 12 лет?». Тот ответил: «Да, безусловно"».

«Хорошо мне и моим близким, когда есть дело – вот это непременно, когда есть дело. И дело не потому, что без этого можно помереть, а потому, что без этого невозможно жить», – уверен режиссер.