16.12.2012 | 20:50

К юбилею Родиона Щедрина

К 80-летию Родиона Щедрина телеканал «Россия К» показывает премьерный документальный фильм «Страсти по Щедрину» (16 декабря, 20:50), прямую трансляцию юбилейного концерта маэстро (16 декабря, 21:45), балет «Кармен-сюита» (13 декабря, 17:30) с Майей Плисецкой в главной партии и записи концертов, в которых звучит музыка известного композитора (10 - 12 декабря, 17:30).

Документальный фильм «Страсти по Щедрину» (16 декабря, 20:50) – это не исповедь, но, безусловно, честный и часто неожиданный взгляд Родиона Щедрина на собственную судьбу и творчество. В основе фильма – эксклюзивное интервью юбиляра, в которое вплетаются съемки его рабочих будней, уникальные архивные кадры, фрагменты концертов, многие из которых – мировые премьеры. Общеизвестны интернациональный характер жизни и творчества Родиона Щедрина, его умение «держать руку на пульсе» и соответствовать самым современным запросам эпохи, в его личности ирония и рационализм соседствуют с глубокими и непростыми размышлениями.

Между тем, авторы документального фильма стремятся показать глубоко национальные истоки композитора: в его музыке сочетаются новейшие технологии ивечные русские вопросы. «Это очень интересно, что православие Родиона так сильно чувствуется в его музыке. Даже в самые трудные времена он не отрицал своей веры, ведь дед его был священником! Я часто провожу параллель с великим режиссером Ингмаром Бергманом. В своих фильмах он всегда использовал тему колокольного звона. У Бергмана, кстати, священником был отец. Оба мастера очень органично выросли с музыкой колоколов, которая сопровождает всю жизнь в христианской религии», – говорит друг Щедрина, композитор Вильфред Хиллер.

В фильме Щедрин оглядывается на пройденный им жизненный путь и предоставляет уникальную для зрителей возможность заглянуть за кулисы мира музыки. В его рассказе о годах учебы, композиторской карьере и сегодняшней действительности, о друзьях и о тех людях, которые сыграли большую роль в его творческой судьбе, проявляются особые черты Родиона Щедрина как человека – вопреки всему он сумел сохранить свой жизнерадостный характер и положительный взгляд на жизнь. «Мне довелось общаться и работать с совершенно легендарными фигурами. Это для любого композитора великое счастье и великая радость! К слову, я чувствую огромную радость от взаимоотношений дружеских и профессиональных с Валерием Гергиевым. Это, конечно, такой подарок неба для композитора! Да еще на склоне лет, так сказать! Я безмерно благодарен Гергиеву за то, что он человек цели. И не просто цели, а высокой цели!».

Воспоминания Родиона Щедрина насквозь пронизаны музыкальными впечатлениями. Не случайно столь созвучными в фильме оказываются собор святого Лоренцо и Ферапонтов монастырь, готический Нюрнберг и провинциальный русский город Алексин, где Щедрин гостил летом у бабушки в довоенные годы. «Я родился в Москве, но дед мой служил священником в Алексине, маленьком городке на берегу Оки, куда меня в детстве возили, – рассказывает Щедрин. – Об Алексине у меня сохранилось очень разноцветное и разноголосое воспоминание, местами размытое. Но оно до сих пор сидит во мне. Я помню туманы над рекой. Запали в слуховую память колыбельные, переклички пастухов через Оку. Когда все эти звуки перекрещивались, получалось необыкновенно красиво!» Как долго могут жить в человеке юношеские впечатление, чтобы однажды воскресить в музыке красоту и Алексина, и Ферапонтова монастыря и уцелевшие сквозь века фрески Дионисия.

Музыкой пронизаны и воспоминания об учебе в Московском хоровом училище для мальчиков, которое открыл хормейстер Александр Свешников и где отец Щедрина преподавал историю музыки и музыкально-теоретические предметы. Музыкальная линия Щедрина продолжается в Московской консерватории, которую он с успехом окончил как композитор и пианист. Как заметил сам юбиляр, музыку он пишет по «зову сердца», «как если бы кто-то при этом управлял его рукой».

Те, кто слышал Щедрина на сцене, отмечают одухотворенность и удивительную гармоничность его музыки – композитор убедителен в операх, инструментальных концертах и балетах. «Кармен» – это была настоящая трагедия! Я была на грани! Хотела покинуть сцену и оставить о себе память только по «Лебединому озеру» и «Дон Кихоту», – рассказывает Майя Плисецкая. В 1967 году она загорелась мыслью воплотить образ цыганки Кармен в хореографии кубинского балетмейстера Альберта Алонсо. В транскрипции Родиона Щедрина произведение Бизе обрело новую жизнь. Плисецкая танцевала «Кармен-сюиту» около 350 раз. «Мне всегда хотелось чего-то нового. Екатерина Фурцева даже назвала меня «предательницей классического балета». Но я бы ничего не сделала без Щедрина! Это правда! Он продлил мне мой балетный век на 25 лет!», – признается Майя Михайловна.

То, что в жизни все меняется, и главное – это верить себе, Щедрин понимает и тогда, когда слышит, как его музыку играют другие исполнители. Композитор может выбирать лучших из лучших! Юджи Вонг, Максим Венгеров, Оле Мустонен, Марта Аргерих и Миша Майский, Денис Мацуев. И даже Мстислав Ростропович, исполнивший с оркестром из 1067 виолончелей в Токио «Гамлет-балладу». «Я всегда понимал, что имею дело с мастером, который пишет музыку на высочайшем уровне. То, что со временем все переросло в большую человеческую дружбу – это одна из счастливых и очень, как мне кажется, важных страниц в моей творческой биографии, да и в биографии Мариинского театра. Его ощущение законов театра и законов жанра симфонического или инструментального концерта восхищает не только меня. Чего стоят его изумительные краски, которые так волшебно звучат при исполнении «Очарованного странника», чего стоят характеры в «Мертвых душах»! Я счастлив и безмерно горд, что у меня есть возможность работать с таким человеком», – рассказывает Валерий Гергиев.

Щедрина часто спрашивают, где же все-таки находится его дом, Родион Константинович отшучивается: «В Мюнхене – мой рабочий кабинет, а суетная Москва – родной дом!». Сегодня его жизнь – это действительно «страсти»: умер его любимый друг, поэт Андрей Вознесенский – и композитор написал реквием; наметилась долгожданная премьера в Зальцбурге – и вдруг она оказалась под угрозой срыва… Его ежедневно терзают звонки, раздирают на части импресарио, чередой идут заказы от лучших дирижеров мира. «Чтобы продолжать жить профессией, нужно постоянно делать важные шаги!» – уверен Щедрин.

В фильме принимают участие: балерина Майя Плисецкая; дирижеры Валерий Гергиев и Лорин Маазель; композитор, президент Баварского музыкального общества Вильфред Хиллер; хореограф Ларс Шейбнер; протоиерей, настоятель Свято-Успенского собора отец Геннадий. В фильме звучат фрагменты произведений Родиона Щедрина, использованы материалы Гостелерадиофонда России, собраний телеканала «Россия К» и личного архива Родиона Щедрина, включена запись интервью балетмейстера Альберто Алонсо. Архивные кадры и записи концертов разных лет чередуются в фильме с современными съемками в России, Австрии, Германии. Закадровый текст читает Авангард Леонтьев.

К 80-летию Родиона Щедрина телеканал «Россия К» также приурочил:
«Хороводы», 4-й концерт для оркестра (10 декабря, 17:30) в исполнении Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.
Избранное (11 декабря, 17:30). В программе: фрагменты оперы «Не только любовь»; «Гамлет-баллада» для оркестра виолончелистов; «Диалоги с Шостаковичем» для симфонического оркестра. Солисты – Мария Гулегина, Иван Каризна, Давид Герингас (виолончель).
Концерт №1 для фортепиано с оркестром в исполнении Родиона Щедрина и Государственного академического симфонического оркестра СССР под управлением Евгения Светланова (12 декабря в 17:30).

13 декабря в 17:30 – балет «Кармен-сюита», спектакль хореографа Альберто Алонсо на музыку Родиона Щедрина с Майей Плисецкой и Александром Годуновым в главных партиях. 16 декабря в 21:45 – прямая трансляция юбилейного концерта, в котором примут участие Российский национальный оркестр под управлением Михаила Плетнева, Павел Милюков (скрипка), Владислав Лаврик (труба). В программе: «Стихира на Тысячелетие Крещения Руси»; Concerto parlando для скрипки и трубы с оркестром; «Старинная музыка российских провинциальных цирков» – Концерт № 3 для оркестра; «Озорные частушки» – Концерт № 1 для оркестра.

Пресс-служба телеканала «Россия - Культура»