23.12.2011 | 18:02

Ключевым фактором реализации театральной реформы станет аттестация актеров

Одним из ключевых факторов реализации Концепции долгосрочного развития театрального дела в РФ на период до 2020 года, принятой в июне 2011 года, станет возрождение существовавшей в советское время аттестации актеров, заявил журналистам в пятницу замминистра культуры Алексей Шалашов, подводя итоги заседания министерской коллегии.

"На сегодня, в соответствии с поручениями, которые были даны по результатам встречи театральных деятелей с руководством страны, мы вносим предложения по возрождению обязательных творческих аттестаций. Они уже существуют, сейчас просто нужно их обновить и внести дополнительно к сфере образования дополнительную аттестацию и переизбрание артистического персонала", - сказал Шалашов.
О необходимости такой аттестации в ходе встречи главы правительства РФ с ведущими режиссерами страны говорил худрук Александринского театра Валерий Фокин.

Как пояснил Шалашов, одним из самых сложных аспектов реализации реформы является вопрос смены театральных поколений, обновлямость трупп.

"Она абсолютно объективная и связана часто не с профессиональной несостоятельностью актеров, а с ролевыми, репертуарными предпочтениями, сориентированными в основном на молодое и среднее поколение актеров. Часто актеры становятся невостребованными не потому, что они профессионально несостоятельны, а потому, что нет таких ролей", - отметил замминистра.

По его мнению, идеальным решением проблемы была бы "миграция актеров, их востребованность в других сферах, разработка мер социальной защиты, то есть специальных пособий", возрождение актерских бирж.

Вместе с тем, подчеркивают в Минкультуры, молодые режиссеры должны иметь возможность набирать новых актеров, соответствующих их концепции труппы, и в том числе предоставлять им жилье.

По словам замминистра, сейчас российские театры не смогут полностью переключиться на контрактную систему.

"Это сложный, комплексный вопрос. Наверное, такой процесс будет идти, но реализовать его в одночасье невозможно", - подчеркнул Шалашов.

Он напомнил, что концепция развития театрального дела обозначает репертуарный театр "как безусловную ценность": ведь если в Москве можно вести речь о том, чтобы в каких-то театрах обходиться без постоянной труппы, то в провинции это единственный возможный вариант существования театра.

Представитель Минкультуры также напомнил о том, что концепция призвана служить руководством к действию на всех уровнях, от конкретных театров до регионов, и в каждом регионе подходы могут различаться.

"В концепции ясно сформулирован принцип индивидуального подхода к каждому театру, возможность в соответствии с каждой отдельной кадровой ситуацией применять различные формы управления театром. Первым лицом может быть директор, может - худрук, возможно и разделение полномочий", - сказал Шалашов.

Он сообщил, что Минкультуры готовит предложения по изменению законодательства, которые регламентировали бы все три упомянутых формы управления театром, поскольку сейчас "Трудовой кодекс устанавливает единоначалие".

Вопрос о необходимости разделять функции худрука и директора театра встал особенно остро после скандала на Таганке, которую в итоге покинул создатель театра Юрий Любимов.