27.09.2012 | 11:01

В столице открылась выставка фотохудожника Юргиса Левдик-Занаревского

«Дух места». В Москве открылась персональная выставка Юргиса Левдик-Занаревского. В свое время встреча с великим испанским мастером гравюры Луисом Ортегой вдохновила мастера заняться пиктореализмом. Это направление в фотографии было особенно популярно на рубеже XIX-XX веков. В нем можно уловить черты, характерные для живописи и графики той эпохи – импрессионизма, символизма, арт-нуво. Подобные эффекты достигаются в результате экспериментов с техникой и материалами. Благодаря ювелирной работе, Левдик-Занаревский создает «штучное», «чистое» искусство, которое и оценили корреспонденты «Новостей культуры».

47 пейзажей, и ни одного похожего кадра. Трава в тумане, трава в росе, трава сквозь воду. К своей первой выставке Юргис Левдик Занаревский готовился долго, по его словам – всю жизнь. Теперь говорит, не без лукавства, что она может стать последней.

«Ну, потому что у меня, наверное, не хватит сил на вторую выставку, – говорит фотограф. – Это очень серьезно».

Пока залы пусты, и гости только на подходе, скромный и по-детски непосредственный Юргис вспоминает, как впервые в руки взял фотоаппарат. Как почувствовал магию фото и красного света в темной комнате. Эта же магия теперь ощущается здесь – в галерее, которая ориентирована на показ классической – правильной фотографии.

«Фотографии Юргиса в эту концепцию, в принципе, вписываются, – отмечает куратор выставки Марк Коберт. – Потому что они являют собой пример такого очень спокойного, добротного, крепкого. То есть это салонная фотография, но салонная – в хорошем смысле».

Горящие леса как будто до сих пор горят, снег до сих пор не тает, облака – в том же положении, что и 12 лет назад, когда был сделан этот снимок. Любое время года и суток, любое настроение природы – Юргис ловит самые красивые моменты.

«У природы нет плохой погоды, – уверен Юргис Левдик-Занаревский. – Все состояния – они удивительны. И всегда воспринимаешь это как подарок. Когда удается тебе какая-нибудь картинка – так это просто уф!»

Экспозиция разделена на серии по смысловому ряду: ландшафты, фактурные детали, и самое ценное – пограничные состояния природы. Созданные в технике платиново-палладиевой печати, с которой современные фотографы работают редко, эти снимки могут храниться веками, не утрачивая свежести.

Эти изображения – мельчайшие частицы чистого металла. Поэтому фотографии, выполненные в этой технике, называются чистыми фотографиями – на которых видна не просто картинка, а свет, воздух, пространство.

Юргис – фотограф в четвертом поколении. Пейзаж, как классический сюжет он выбрал еще в самом начале своей работы. Вот только к технике платинотипии шел долго. О чем не жалеет. Мало того, все-таки думает еще об одной выставке.