04.12.2012 | 11:03

В столице готовится к открытию выставка "Мстера – жемчужина России"

Судьба народных художественных промыслов России в наши дни остаётся весьма драматичным вопросом. За периодом их расцвета в XIX веке последовал период постепенного угасания. Долгое время традиции сохранялись лишь усилиями энтузиастов. Сейчас восстановлению и популяризации промыслов посвящены целые проекты. Один из них – выставка-ярмарка «Ладья», которая откроется в столице буквально на днях. На ней будут представлены многие практически утраченные народные ремёсла. Их судьбу чуть не разделили декоративно-прикладные искусства Мстеры, выставку которых представляет Музей декоративно-прикладного искусства. Рассказывают «Новости культуры».

Иконопись во Мстере возникла в начале XVIII века, значительно позже, чем в Палехе и Холуе. Довольно скоро слобода во Владимирской губернии стала одним из самых известных иконописных центров России. Мстёрские иконы славились особой красотой и самобытностью письма.

«Икона знаменитого мастерского иконописца Панкрышева «Святая Параскева» написана в характерном мстерском стиле со своими пейзажами, – рассказывает куратор выставки Людмила Пирогова. – Это то, что характерно для иконописи: детальная пропись маленьких элементов, и архитектура, и элементы пейзажа».

Когда в стране после революции закрылось большинство монастырей и храмов, иконописное дело в Мстере почти угасло. Но само искусство, традиция и школа живописи не исчезли бесследно. Оно возродилось в лаковой миниатюре – в росписи деревянных шкатулочек и коробочек из папье-маше.

В своей шкатулке, созданной специально для этой выставки, автор Денис Молоткин соединил древнерусское искусство с восточными элементами. В «Сказке об Иване-Царевиче, Жар-птице и Сером волке» в центре изображен главный герой, а вокруг него сцены из сюжета.

В подобном стиле запечатлен и век двадцатый – Комсомольские стройки и праздники. Советские реалии нашли своё отражение и в сюжетах второго по популярности народного промысла Мстеры – вышивки. Панно под названием «метро» художницы Татьяны Дмитриевой-Шульпиной специально вышито для Всемирной Парижской выставки 1937 года. Другая её работа, созданная в середине 40-х годов, «Вперед на запад» признана экспертами уникальной.

«Ею созданная композиция – это знаменитый плакат, – рассказывает сотрудник Всероссийского Музея декоративно-прикладного и народного искусства Наталья Нечай. – Мы знаем, что было огромное количество таких плакатов «Вперед на Запад». Совершенно удивительные «разделки», то есть сочетание очень плотных швов с ажурной вышивкой».

На выставке представлено много работ современных мастеров, которые продолжают традиции и сохраняют уникальный стиль мстерской живописи. Как и прежде в их творениях реальность обретает сказочные черты.

Новости культуры