03.12.2012 | 20:10

Федор Хитрук: необычайная мудрость и простодушие ребенка

Он не просто снимал мультфильмы, он открывал новые пути в мире анимации, по которым и сегодня развивается отечественная мультипликация. Не стало Федора Хитрука – режиссера, сценариста и педагога, лауреата двух Государственных премий. Он ушел из жизни на 96-м году. Более полувека Федор Хитрук проработал на "Союзмультфильме". Соболезнования родным и близким режиссера выразил Владимир Путин. Рассказывают "Новости культуры".

Про то, чему он отдал всю свою жизнь, мастер всегда говорил – это чудо. Увидеть, как оживает неживое, как появляется характер, как на экране рождается герой, которого он создал, казалось, вот только что. На "Союзмультфильме" Федор Хитрук сразу после войны станет легендой. Художник-мультипликатор, о работе с которым мечтали абсолютно все режиссеры.

"Вы знаете, я с Хитруком знаком без малого полвека, и все это время я думаю, думал и буду продолжать думать о Хитруке. Потому что это грандиозное явление в искусстве, грандиозная личность, которая соединяет в себе необычайную мудрость и простодушие ребенка", – говорит режиссер-мультипликатор Андрей Хржановский.

Мимика, пластика, эмоции, жесты – его называли мастером психологических сцен. Как будет двигаться Снеговик, Лиса, или как будет танцевать чайный сервиз. Он потом скажет: аниматор – это тот же актер, должен играть все, что движется на экране. Он продумывал, как у героя работают мускулы, в каком напряжении мышцы. Те, кто знал его близко, признают – это же сам Федор Хитрук – такой же неторопливый с мягким шагом Оле Лукойе. 

Один из самых известных художников-мультипликаторов режиссером станет поздно – первый фильм создал в 43. С истории одного преступления начнется другая история советского мультфильма – эпоха Хитрука, так до него еще никто не снимал. 

"История одного преступления" – этот фильм абсолютно перевернул вообще представления о возможностях анимационного кино и о том, как нужно рассказывать историю, обнажить где-то важные мысли. И это все было, существовало в первом же его фильме", – подчеркивает Александр Петров.

История, которой могло и не быть, если бы во дворе у Хитрука работали другие дворники. Его самого в его героях и фильмах всегда будет много. Так похожий на автора лев Бонифаций, он и сам так же любил дарить радость и кажется, не мог без работы. Автобиографичный – о режиссерских терзаниях и о счастье – "Фильм, Фильм, Фильм". 

"Он делал фильм и мог бы дальше пойти по этой тропе. Он оставлял это и находил себе новую дорогу, и опять прокапывал себе новый путь. Он не ходил по одной и той же колее. У него каждый фильм – это новое событие. И графическое, и по режиссерскому ходу, по тончайшему вхождению в режиссерскую материю. И это событие по мысли. И каждый раз он шел с все большим и большим углублением", – заверяет Юрий Норштейн. 

Федор Хитрук преподавал всю жизнь. Говорил, что мультипликация – работа командная. В его команде – теперь уже внуки, тоже известные режиссеры мультипликаторы. 

Неуклюжей походкой – верхняя лапа идет туда же, куда и нижняя, с примятым левым ухом, Федор Хитрук потом скажет: это потому, что Винни-Пух на нем спит. Тогда было страшно браться за такую известную книгу, за героя, которого знают, кажется, все. Но уже давно и для многих тот, кто любит мед, именно такой, каким его придумал Хитрук. Признал это сам Вулли Райтерман, создавший Винни-Пуха диснеевского. Но почему каждое новое поколение любит его персонажей – это по-прежнему большой-большой секрет. 

Читайте также:
Прощание с Федором Хитруком состоится в Доме кино в среду

Ушел из жизни волшебник мультипликации Федор Хитрук

Ученики и коллеги вспоминают Федора Хитрука

Новости культуры